Петерис Шмидре: «Иностранные компании пытаются захватить еще одну сферу бизнеса»

1 февраля состоялась заседание Национального совета по радио и телевидению, на котором будет решаться вопрос об участии государственного телевидения - ЛТВ - в масштабном проекте введения в нашей стране цифрового телевидения.

Если будет введено цифровое телевидение, то «тарелки» не понадобятся и ряд компаний останется не у дел

Этот проект разработали популярнейшие частные телеканалы Латвии – Baltkom, Латвийское независимое телевидение, Первый Балтийский канал, ТВ-5, ТВ-24, Латвийский канал новостей, Латвийский музыкальный канал, Валмиерское телевидение и Лимбажское телевидение.

Нельзя не отметить, что цифровому телевидению у нас явно не везет. Первая попытка его введения завершилась громким скандалом. Фирма Kempmayer, попытавшаяся это сделать, действовала весьма сомнительными, с точки зрения закона, методами, и ее деятельность была прервана правоохранительными органами.

Потом начали упорно говорить о том, что «цифру» в Латвии будет вводить государство. Что же происходит в этой сфере сегодня? Вокруг чего, собственно, идет спор? И чего от введения высоких технологий следует ожидать всем нам, простым телезрителям?

На вопросы «Часа» отвечает председатель правления Baltkom Петерис ШМИДРЕ.

Что происходит с «цифрой»

- Господин Шмидре, что сегодня происходит с цифровым телевидением в Латвии?

- Если очень коротко, то очередную сферу бизнеса пытаются захватить иностранные компании в монопольном варианте. То есть грядет очередной «Латтелеком»… Все начинается точно также, нам очень много всего обещают – технический прогресс, высочайшее качество услуг. А что осталось от «Латтелекома»? Высокие тарифы и незаконченные работы. А ведь в данном случае речь идет не просто о сфере бизнеса, а о телевидении – одном из средств массовой информации, которое может полностью попасть под монопольный контроль шведского оператора Viasat.

- И, борясь за эту монополию, Viasat через ТВ-3 всеми средствами борется против проекта частных телекомпаний по введению в Латвии цифрового телевидения?

- Конечно! Ведь оператор сможет не только полностью диктовать содержание теле- программ, но и решать вопрос о самом существовании телеканалов.

- А что предлагаете вы? И зачем мне, простому телезрителю, цифровое телевидение?

- Во-первых, перехода на цифровое телевидение требует одна из директив Евросоюза. Так что этот проект все равно придется реализовывать. Вопрос только, какой ценой… А выигрыш для телезрителя, безусловно, заключается в том, что он сможет смотреть большее количество каналов. На первом этапе мы предложим социальный, бесплатный, пакет из пяти программ. По завершении переходного периода, после отключения аналогового сигнала, мы будем бесплатно показывать 15 каналов. Остальные – по доступной цене.

- А как же спутниковое телевидение?

- Вот в этом и заключается суть проблемы. Цифровое телевидение – прямой конкурент спутниковому, которое сейчас заманивает новых клиентов различными акциями, предлагая заключать контракт на два года. Пока во многих регионах Латвии у спутникового телевидения нет альтернативы. Но конкурент может появиться уже через полгода, вот для чего нужны долгосрочные договоры. Так что просто идет борьба за монополию на определенном участке рынка. Вот и все!

- В чем основная разница между проектом частных телекомпаний и государственным проектом?

- Главное – это цена! Цифровое телевидение как таковое, со всей инфраструктурой, существует в Латвии уже три года! Просто нам пока не разрешают распространить сигнал цифрового телевидения на всю Латвию. Вот и все.

- Значит, вам нужно только разрешение?

- Да. Нам нужно разрешение подключить передатчик. А второй проект предлагает создавать всю систему цифрового телевидения по новой.

- И в какую сумму это обойдется?

- Наш проект обойдется на 10- 12 миллионов латов дешевле! Вроде бы это звучит очень красиво: государство за всех заплатит! Но опыт показывает, что всегда и за все платит потребитель. Если не абонентской платой, то налогами… Мне непонятно одно: зачем тратить государственные средства на создание параллельной структуры? Зачем приобретать оборудование, которое уже работает в соседней комнате? Где логика?

Чей же это проект?

- В прессе пишут, что проект введения цифрового телевидения частными телекомпаниями – это по сути проект Baltкom…

- Эта идея родилась не в Baltкom. Она возникла как реакция на политику, которую проводит государственное акционерное общество «Латвийский государственный центр радио и телевидения», или попросту телебашня. И государственные каналы, и Латвийское независимое телевидение, и ТВ-5, и другие телевидения были недовольны тем, что телебашня абсолютно самовольно устанавливает тарифы на распространение сигнала. Так появилась эта идея. Телебашня должна выполнять свои технические функции – ставить передатчики, соединять их линиями, брать за это арендную плату, одним словом, выполнять функции госпредприятия. Но госпредприятие не должно начинать делать собственный бизнес – за государственный счет и за счет налогоплательщиков! К тому же, возникает абсурдная ситуация – министерство сообщения начинает заниматься бизнесом в той сфере, которую оно как государственная структура контролирует. Получается, что министерство сообщения нас, с одной стороны, контролирует, а с другой – оно с нами конкурирует…

- Почему цифровому телевидению в Латвии так не везет? Все привыкли, если речь идет о «цифре», значит, грядет очередной скандал…

- Конечно, печальный опыт первой попытки введения в Латвии цифрового телевидения, повторение слов «афера цифрового телевидения» используется для компрометирования самой идеи. Но, извините, идея введения цифрового телевидения за счет государственных средств и пакетирование программ зарубежной компанией Viasat намного ближе к идее Kempmayer, чем наш проект. Мы считаем, что введение цифрового телевидения не относится к числу тех проблем, которые следует решать за государственный счет.

И еще один важный нюанс: на заседании Ассоциации вещательных организаций против нашего проекта проголосовало только ТВ-3. Так что постановка вопроса о том, что есть два проекта, не совсем корректна. Есть проект популярнейших в Латвии телеканалов и проект ТВ-3 – то есть проект Viasat. И Viasat пытается всеми силами затормозить наш проект, поскольку в тех регионах Латвии, где нет конкуренции в сфере многоканального телевидения, где нет кабельных сетей, рынком владеет Viasat. Цифровое телевидение уничтожит эту монополию. Так что борьба будет идти до последнего.

- За какое время вы с партнерами сможете реализовать проект цифрового телевидения?

- За полгода. В Риге и Рижском районе – к лету.


Написать комментарий