Владимир Путин ввел в операцию «Преемник—2008» третьего человека

В конце минувшей недели президент России Владимир Путин произвел ряд перестановок в правительстве России. Сергей Иванов освобожден от должности министра обороны и повышен в должности до уровня первого вице-премьера. Большинство аналитиков рассматривают это назначение как выравнивание официальных статусов Сергея Иванова с другим потенциальным преемником Путина — Дмитрием Медведевым. Однако более любопытным выглядит появление в числе руководителей правительства малоизвестного широкой публике Сергея Нарышкина: он назначен вице-премьером.

А вас я попрошу пересесть…

Новые назначения оказались настолько неожиданным, что большинство западных и российских журналистов ограничились лишь констатацией свершившегося. А факты таковы. Сергей Иванов лишился поста министра обороны. Его сменил Анатолий Сердюков, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу (ФНС). Путин объяснил это тем, что для реализации запущенной Ивановым масштабной программы реформирования вооруженных сил и военно-промышленного комплекса на посту главы оборонного ведомства нужен человек, имеющий опыт работы в экономической сфере.

На пост вице-премьера был назначен абсолютно непубличный, но тем не менее весьма опытный политик — Сергей Нарышкин, занимавший до недавнего момента пост председателя аппарата правительства России. Назначение Нарышкина Путин приписал инициативе премьер-министра Михаила Фрадкова. По словам главы государства, премьер счел необходимым усилить внешнеэкономический блок Кабинета — “особенно в отношениях с СНГ”, а президент с этим доводом согласился.
Тандем Иванов—Медведев может не сработать

Все новоназначенцы, безусловно, повысили свой статус, но самым важным, по мнению большинства российских экспертов, этот рост является для Сергея Иванова. Статус и пиар-потенциал Медведева и Иванова в качестве наиболее возможных преемников Владимира Путина в 2008 году теперь уравнены.

Более того, многие отметили, что уже на первом заседании правительства в новом составе уровень поддержки “старого” первого вице-премьера со стороны Кремля был существенно снижен: Михаил Фрадков поручил Дмитрию Медведеву самую неприятную для рейтинга область — жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В то время как, лишившись поста министра обороны, Сергей Иванов выведен из-под удара по всем направлениям, связанным с “язвами” вооруженных сил — дедовщиной, бедностью среднего офицерства, ситуацией в Чечне и прочее.

Более логичным выглядит менее распространенный сценарий, озвученный некоторыми аналитиками, согласно которому нынешняя рокировка, как и вся история с преемниками Ивановым и Медведевым, может оказаться операцией для отвлечения внимания. Президент Путин славится способностью выбирать на высокие посты самых неожиданных кандидатов.

“Думаю, в Кремле есть некий сценарий, который подводит нас к 2008 году. Сначала был запущен Медведев как некое слабое политическое звено, и он принял на себя первый удар. Путин просто не хотел спалить основного кандидата фальстартом. Думаю, может появиться и третья фигура, помимо Иванова и Медведева”, — заявила еще в минувший четверг интернет-изданию Газета.ru директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская.
Неизвестный с богатой биографией

С этой точки зрения, возможно, следует пристальнее присмотреться к другому назначенцу — Сергею Нарышкину. А присмотреться есть к чему. Он является председателем Совета директоров ОАО Первый канал, входит в состав директоров госкомпании Роснефть, является членом президиума при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и, кстати, должность главы аппарата правительства РФ у него тоже никто не отбирал.

Обращает на себя внимание и то, как Нарышкин повел себя сразу после назначения. Вчера он, например, сообщил, что пока окончательное распределение полномочий между заместителями председателя правительства неясно. Но, по его мнению, вице-премьер Александр Жуков, “видимо, будет отвечать за вопросы бюджетной политики, макроэкономики, инструменты развития конкуренции, инвестиционной политики, госполитики в сфере физкультуры и спорта и ряд других аспектов. Первый вице-премьер Сергей Иванов будет курировать вопросы промышленной политики, развитие как гражданских, так и оборонных отраслей, связь, транспорт, техническое регулирование и ряд мелких, но не менее важных проблем. В ведении первого вице-премьера Дмитрия Медведева — приоритетные нацпроекты и связанные с ними отрасли, а также демография”. “Я буду отвечать за внешнеэкономические связи, продолжу заниматься правительственной комиссией по административной реформе и, очевидно, вопросами управления госимуществом”, — продолжил он.

После этой речи возникает как минимум два вопроса. Во-первых, почему о распределении обязанностей между вице-премьерами сообщает не премьер-министр или не первый вице-премьер? Во-вторых, уверенность, с которой новичок размышляет на заданную тему, наводит на мысль о том, что он играет далеко не последнюю роль в распределении этих обязанностей. Себе, по крайней мере, он отвел, пожалуй, наиболее важные сектора российской политики и экономики…

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Нарышкин как минимум входит в основную пятерку потенциальных преемников или людей, которые готовятся к очень важному месту в новой политической системе.

МАСС-МЕДИА О…

КоммерсантЪ:
“Именно Нарышкин займется всей текущей работой в правительстве, пока преемники будут раскручиваться к выборам”.

Новые Известия: “Одно время всем казалось, что Владимир Путин сделает ставку именно на Дмитрия Медведева. Поэтому в Кремле решили качнуть маятник в другую сторону, чтобы никому ничего не казалось. Теперь всем покажется, что он сделал ставку на Иванова”.

Российская газета: "Трудно придется огромной армии чиновников, которой Владимир Путин своими кадровыми перестановками сбил политический ориентир. В последнее время в бедной бюрократической голове, казалось бы, уже наступила определенная ясность, с каким будущим президентом “дружить”. Теперь же чиновникам, цену привязанностей которых Владимир Путин знает, как никто другой, снова придется чутко ловить эманации Кремля. Тем более что Путину ничто не мешает отказаться от ожидаемой всеми схемы: “вице-премьер — премьер — президент”. В качестве преемника Владимир Путин может “вытащить” любое звено из этой цепи. Равно как и в принципе отказаться от каких-либо цепей, напоследок удивив всех на четыре года вперед".

The Guardian: “Президент Путин назначил своего ближайшего союзника Сергея Иванова на пост первого вице-премьера — явный намек на то, что он видит своим вероятным преемником именно его. Без сомнений, что через шесть месяцев Сергей Иванов сменит Михаила Фрадкова на посту премьера”.

The Wall Street Journal: “Выдвинув Иванова, Путин также назначил двух доверенных соратников из Санкт-Петербурга на руководящие посты в Кабинете министров — что является еще одним шагом к обеспечению того, что его влияние на российскую политическую систему продлится и после окончания срока пребывания у власти. Путин, судя по всему, создает сложную систему сдержек и противовесов, с целью устранения влияния различных центров силы. Это позволяет ему оставаться главным арбитром в российской непрозрачной системе власти”.


Написать комментарий