Шпроты побледнели 1

С 1 марта на одном из старейших предприятий Вентспилса, рыбоконсервном комбинате и его дочернем предприятии «Мелнсилс», примерно наполовину повысили зарплату. И это несмотря на «шпротный кризис», приведший фактически к банкротству ряд предприятий. Но выживет ли завод?

из-за требований российских стандартов

Не надо думать, что отказ России продавать у себя латвийские шпроты не задел предприятия Вентспилса. Задел и еще как: чтобы сохранить рабочие места, рыбоконсервный комбинат был вынужден продать несколько не связанных с производством объектов недвижимости. Другого выхода просто не было – иначе комбинат оказался бы в той же яме, из которой после развала Союза долго и упорно выбирался. Выкарабкаться же ему помогала дума, заинтересованная сохранить рабочие места, где может быть использован низкоквалифицированный труд, полученные на льготных условиях кредиты, смена команды менеджеров. Наконец, году в 2004-м комбинат начал подниматься. Количество работающих здесь увеличилось со 170 до 440 человек, в сентябре прошлого года вдвое выросла зарплата ряда сотрудников, упаковщиц и укладчиц… И тут Россия заявила, что в латвийских шпротах количество канцерогенного вещества бензопирена значительно превышает предельно допустимые значения.

По российским нормам бензопирена в килограмме готового продукта должно содержаться не более 1 грамма. Норма же ЕС – 4 грамма на килограмм. Но разве с покупателем поспоришь?! Чтобы не потерять важный рынок сбыта, предприятию пришлось перестраиваться. Хоть и со слезами на глазах – под угрозой оказались десятилетиями лелеянные и любимые бренды латвийских шпротов, например, «Зелта» и «Ригас», а вместо них появились слабокопченые, фактически лишь чуть-чуть прихваченные дымком и сваренные в масле рыбки. В народе за специфический цвет их уже прозвали «блондинками». Их вкусовые качества и внешний вид хуже, чем у традиционных латвийских шпрот, к тому же они разваливаются от первого же прикосновения вилки.

Сейчас по согласованию с российскими оптовиками для «блондинок» разрабатываются специальные наклейки, на которых будет указано, что это шпроты слабокопченые, а потому не столь вредные для здоровья. А что делать, коль масса публикаций и сказанных слов о ядовитости латвийских шпрот даром для продукта не прошла. В настоящий момент на комбинате подготовлена к отправке в Россию первая фура с «блондинками». Но будут ли эти шпроты покупаться так же успешно, как, например, «Ригас»?

- На продовольственной выставке «Продэкспо», проходившей в России, крупные оптовики, продегустировав «шпроты слабокопченые», заявили, что продукт, по сути дела, испорчен, – сказал «Часу» председатель правления Вентспилсского рыбоконсервного комбината Гинтс Озолс. – Но так как Латвия в последние годы обеспечивает 70% спроса на шпроты на российском рынке, клиенты дали согласие приобрести «какие есть». Причем всем ясно, что шпроты, изготовляемые на комбинатах Калининграда и Санкт-Петербурга, отнюдь не соответствуют драконовским нормам по бензопирену. Но, как говорится, своя рука владыка…

Сейчас на предприятии с нетерпением ждут, что покажут анализы «блондинок» и как их воспримет российский потребитель, привыкший совсем к другому продукту. Если же приготовленные в соответствии с российскими стандартами рыбки придутся по вкусу едокам, то предприятие и далее будет поставлять «блондинок» в Россию. А традиционные крепенькие и хорошо прокопченные латвийские шпроты станет поставлять на стол жителей Казахстана, Украины, Молдавии, Туркмении и Словакии. Не исчезнут они и в латвийских магазинах. А с чего им исчезать, ведь для того, чтобы почувствовать признаки отравления, таких шпрот надо съесть сразу 50 банок. Вряд ли где-то живут гаргантюа и пантагрюэли, ежедневно питающиеся исключительно шпротами.

Латвийское правительство пытается добиться от России пересмотра норм содержания бензопирена, но даже если удастся получить разрешение перекрасить «блондинок», это не значит, что все проблемы разрешились. Дело в том, что европейские предприятия, перерабатывающие мелкую рыбу в муку, пытаются, ссылаясь на необходимость ужесточения норм содержания в продуктах диоксина, добиться полного запрета на использование рыбы из Балтийского моря. И если случится так, что Брюссель и Москва выступят единым фронтом, то ряды безработных пополнят сотни женщин, в том числе и предпенсионного возраста, возможность найти работу у которых минимальна…


Написать комментарий

дмитриев
дмитрий
анотоливич
дима