Судьба власти в руках оппозиции

В условиях противостояния президента Латвии и правительства решающее слово может остаться за оппозицией. Каким оно будет, Телеграф опросил представителей Нового времени, Центра согласия и ЗаПЧЕЛ.

Линда МУРНИЕЦЕ, Новое время:

— Чтобы не допустить референдум, правящей коалиции нужно собрать 3/4 голосов в Сейме за старую редакцию закона, но мы никогда не согласимся поддержать ее. Сейчас нужно делать совершенно новую редакцию — такую, которую одобрят все эксперты и представители президента. Однако это уже не сможет остановить механизм проведения референдума. И здесь, конечно, мы будем помогать собирать подписи, потому что считаем: это голосование — проявление недоверия правительству. Юридической основой будут поправки к законам о нацбезопасности, но мы будем объяснять людям, что таким образом они фактически проявляют свое негативное отношение к нынешнему диктату.

Янис УРБАНОВИЧ, Центр согласия:

— Дальнейшая ситуация, на мой взгляд, будет развиваться так. У правящих сейчас 58 голосов, а надо 75. Новое время и их партнеры по оппозиции ЗаПЧЕЛ, которые уже заявили о поддержке президенту, имеют в сумме 24 голоса. Значит, все давление и уговоры будут сейчас адресованы нашему объединению, чтобы мы примкнули к одной или другой позиции. Обе эти позиции не лишены недостатков. Мы не испытываем чувства доверия к правящему большинству, однако и к аргументам президента и их недосказанности мы тоже относимся с большой долей опаски. Наше решение будет принято коллегиально. Но мы также будем учитывать возможные дальнейшие шаги, которые будут вытекать уже из нашего решения. Если бы мы побежали к правящим, то референдума бы не было, но закон вступил бы в силу со всеми недостатками, против которых мы же сами и выступали. И я прогнозирую на 90%, что в этом случае президент распустит парламент. Последнее обстоятельство щекотит очень многих политиков, в том числе, и в нашем объединении, потому что каждая оппозиция, находясь в парламенте, хочет стать позицией. И инициирование внеочередных выборов дает такую возможность. Но, с другой стороны, весь этот хаос по закону можно проще ликвидировать путем проведения референдума. Понятно, что народ будет голосовать не по вопросу спецслужб, а по вопросу доверия президенту или правительству.

Юрий СОКОЛОВСКИЙ, ЗаПЧЕЛ:

— Я думаю, что до роспуска Сейма дело не дойдет. Президент не захочет устраивать эту дестабилизацию, тем более, если правительство постарается оперативно все уладить. Если бы в стране был глубокий экономический кризис, возможно, тогда можно было бы ждать таких радикальных шагов. Впрочем, если предположить, что такое все-таки произошло, полагаю, правящие партии не смогли бы получить такую же большую поддержку электората, как на предыдущих выборах. Хотя бы потому, что эйфория прошлого года и уверенность, что объемы кредитных займов будут расти вечно, сейчас сменилась серьезным беспокойством и страхом за будущее. Все чувствуют, что правительство не контролирует ситуацию в стране.

Так что я думаю, что президент поступила верно, пойдя ва-банк и остановив поправки. Конечно, у нее очень скоро истекает срок полномочий, и своим постом она не рискует. Но это своеобразное возмещение ущерба за те унижения, которые ей пришлось претерпеть за последние годы по вине правящих. Однако здесь есть и другой нюанс. Я вполне допускаю, что если американцы не будут двигать Вике-Фрейбергу на посты в международные организации, она может быть использована как ядро для создания некоей новой политической силы, которая и должна будет противостоять мощи нынешней коалиции, изменив существующий сегодня в Латвии политический статус-кво. Туда могли бы войти представители латвийской интеллигенции, как, например, та же госпожа Яуналксне, получившая недавно премию Кондолизы Райс.

Опрашивала Александра ГЛУХИХ


Написать комментарий