Депутатская прибыль

У латвийских депутатов и должностных лиц осталась ровно неделя, чтобы еще успеть отчитаться перед налоговыми органами за все нажитое и накопленное в течение прошлого года. Большинство министров, депутатов Сейма и прочих должностных лиц уже направили свои декларации в Службу госдоходов (СГД), а та, согласно закону, представила их широкой общественности. Ознакомившись с содержанием опубликованных на сайте СГД деклараций, можно сделать вывод, что в финансовом отношении 2006 год для латвийских политиков выдался на редкость успешным.

Прибыль на стороне

Несмотря на то что зарплаты депутатов Сейма начисляются по единым ставкам (в зависимости от степени нагрузки и работе в различных комиссиях), разброс чисел в декларациях народных избранников поражает. Скажем, депутат от Народной партии Вайра Паэгле, по данным агентства LETA, за прошлый год заработала чуть больше 66 тыс. латов. Непосредственно за работу в парламенте Паэгле получила 17 тысяч, еще 1,116 тыс. латов ей были выплачены в качестве компенсации, но главным источником дохода 65-летнего депутата являлись американские пенсии — свыше 40 тыс. латов.

По сравнению с “оранжевой” коллегой, финансовые показатели “тевземцев” оказались на порядок скромнее. Депутат от ТБ/ДННЛ Юрис Добелис за счет активной политической деятельности сумел в прошлом году заработать в сумме 18,6 тыс. латов. Из них: 12,8 тысячи — зарплата, 2,3 — компенсации, 3,4 — пенсия. Его более молодой коллега по объединению Дзинтарс Расначс, который успевал совмещать парламентские обязанности с педагогическими, предъявил налоговикам доходы на 22 тыс. латов.

В принципе, если судить по заполненным декларациям, то 20 тыс. латов — это именно та сумма, которую в прошлом году зарабатывал рядовой “среднестатистический” депутат латвийского Сейма. Янис Эглис (Народная партия) получил 20,4 тыс. латов, Сандра Калниете (Новое время) — 23 тысячи, Валерий Агешин (Центр согласия) вместе с преподаванием в вузе — 23,9 тысячи.

Впрочем, не стоит забывать, что Сейм 9-го созыва только приступил к выполнению своих обязанностей и многие парламентарии до ноября 2006 года не числись в списках должностных лиц. В этом смысле опыт предшественников может служить для них хорошим стимулом. Например, в декларации бывшего депутата Александра Барташевича (Центр согласия) указано, что в прошлом году его доходы составили 110,5 тыс. латов. Помимо государственной зарплаты в 12,8 тысячи, экс-парламентарий выручил еще дополнительные 90 тысяч от продажи земельного участка. Не менее интересную декларацию представил налоговикам Александр Кирштейнс. За отчетные 10 месяцев, пока он был народным избранников (с 1 января по 7 ноября), отчаянный национал-патриот заработал 159 тыс. латов. Из них 129,6 тысячи, по признанию Кирштейнса, были получены от продажи акций.

Не все, впрочем, могут похвастаться такими финансовыми активами. Отдельные депутаты Сейма в прошлом году обзаводились большей частью кредитными обязательствами. Так, депутат Центра согласия (ЦС) Александр Мирский сообщил налоговикам о своих долгах на сумму в 1,2 млн. латов, передает LETA. Его коллега по фракции  Нил Ушаков в графе “Долговые обязательства” указал 7,8 тыс. латов, депутат от объединения ЗаПЧЕЛ  Мирослав Митрофанов — 4,9 тысячи.

Кто в лес, кто на “Урале”

Что касается имущественного положения парламентариев, то и здесь очевидны резкие контрасты. Скажем, глава объединения Центр согласия Нил Ушаков известил налоговиков, что живет в съемной квартире и владеет машиной Nissan Almera 2002 года выпуска. Его однопартиец, член президиума Сейма Андрей Клементьев записал в декларации Audi A4 1995 года. Представителю Народной партии Вайре Паэгле принадлежит Oldsmobile 1996 года выпуска, а другому “народнику”, Дзинтарсу Абикису, — трехлетняя Škoda. Депутат партии Новое время Илма Чепане проинформировала о наличии у нее Volvo S60 2001 года, а ее соратница Сандра Калниете — о трехлетней Honda Jazz. Кое-кто из парламентариев за последний год успел пополнить автопарк. Скажем, депутат от Союза “зеленых” и крестьян (СЗК) драматург Паул Путниньш, вступая в должность депутата, задекларировал только 17-летний Ford Scorpio, однако, согласно обновленным данным на сайте СГД, в его собственности фигурирует приобретенный в лизинг Mitsubishi Outlander 2006 года.

Самые интересные экспонаты замечены в автопарке депутата Александра Мирского. По данным LETA, у него есть пять легковых автомобилей марки ГАЗ 1955—1963 годов выпуска, раритетный Willy MB 1943-го, Jeep Wrangler 1990 года и три мотоцикла марок “Урал— М72”.

В качестве недвижимости депутаты большей частью декларируют квартиры и земельные участки в Латвии. Скажем, кандидат на кресло президента Сандра Калниете владеет в Риге двумя квартирами и гаражом. Депутат от СЗК Гундар Даудзе внес в декларацию квартиру в столице, а также дом с участком в Вентспилсе. В декларации депутата Валерия Агешина (ЦС) указано, что ему принадлежат две квартиры в Лиепае. А в Риге депутат живет в съемной квартире, выплачивая за счет компенсаций Сейма по 320 латов в месяц. Мирослав Митрофанов из ЗаПЧЕЛ имеет жилье в Даугавпилсе, а также дом и землю в Таборской волости. “Зеленому” Висвалдису Лацису, помимо дома и земли, принадлежит еще и лес в Виестиенской волости (12,3 га).


Написать комментарий