Президент негодует — правительство отступает и сдается

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) в марте объявила сбор подписей о проведении всенародного голосования (референдума) по приостановленным президентов Латвии законам “Об органах государственной безопасности”. А 3 апреля избирательная комиссия ЛР открыла на территории всего государства участки. В течение месяца, до 2 мая, граждане Латвии могут высказать свое отношение к законам о работе и надзоре Государственных служб безопасности. В чем заключается суть принятых правительством Латвии законов и каковыми могут быть последствия принятого Кабинетом Министров решения? Об этом сегодня “Динабург Вести” решил побеседовать с политиком Валдисом Лаускисом.

— Г-н Лаускис, как вы считаете, что сподвигло правительство Латвии принять сии изменения в законах “Об органах государственной безопасности”? И кто за этим стоит?

— Хочу обратить ваше внимание на ряд моментов. Один из них заключается в том, что до настоящего времени деятельность Государственных службы безопасности курировала президент Латвии. А теперь, взяв себе на заметку 81-ую статью Конституции ЛР (в перерыве между работой Сейма Кабинет Министров имеет право принимать законы, которые вступают в силу, не дожидаясь их обсуждения в парламенте страны – прим. автора), правительство Калвитиса приняло изменения в законах о службах государственной безопасности, согласно которым эти институции уже подчинены не президенту, а парламенту. И курирует их уже не глава страны, а премьер-министр.
Следующий момент. Вайра-Вике Фрейберга несколько раз предупреждала Кабинет Министров и Сейм о том, что, когда на политическую жизнь страны имеют очень сильное влияние олигархи, которые напрямую связаны с политическими партиями, представленными в парламенте, и которые имеют очень серьезные противоречия с законом ЛР, принимать такое решение просто недопустимо.

— Хотелось бы услышать фамилии тех, кого именно имела ввиду г-жа президент?— Их имена и фамилии хорошо известны. Это Айварс Лембергс, Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс.

Айвар Лембергс. Сегодня этот человек поддерживает политическое объединение “Зеленых и крестьян”. По оценке экспертов, на сегодняшний день его собственность в денежном эквиваленте составляет около 1 млрд. латов. Создание этого капитала пришлось на начало 90-х годов, когда А.Лембергс был мэром Вентспилса. В это время в городе проходила тотальная приватизация одних из самых рентабельных предприятий, работающих в порту. Не случайно у прокуратуры возник ряд обоснованных вопросов: “Какие предприятия А.Лэмбергс мог приватизировать, получая заработную плату мэра? Какие предприятия были приватизированы офшорными компаниями, ниточки от которых распространяются и на г-на Лэмберга?”
Андрис Шкеле, на протяжении нескольких лет поддерживает “Народную партию”, которая сегодня входит в правящую коалицию. По мнению экспертов, капитал А.Шкеле равен несколько десяткам миллионов латов, и начало его создания также приходится на 90-е года. На тот момент г-н Шкеле занимал должность заместителя министра земледелия ЛР. В это же время в стране проходила приватизация перерабатывающей промышленности. Кроме этого, в этот же период начался скандал вокруг не безызвестного векселя в 29 млн. долларов, владельцем которого являлся А.Шкеле.

Айнарс Шлесерс, представитель политического объединения ЛПП/ЛЦ. Как и в первых двух случаях, капитал этого политика, бизнесмена, позволяет ему претендовать на статус олигарха. Правда, история восхождения А.Шлесерса на политический Олимп менее связана с нарушением законов.
Изначально г-н Шлесерс возглавил поступление инвестиционных потоков из Норвегии для насаждения территории Латвии супермаркетами. Особенно интенсивно и прибыльно этот процесс для инвесторов и их проводника проходил в Риге.

Затем Айнар Шлесерс нашел возможность договориться с рижскими властями о покупке за бесценок земельных участков в зеленой зоне столицы, которые впоследствии поменяли свой статус и были проданы уж за другие деньги или отданы под застройку.
Как вам известно, после парламентских выборов 2006 года все эти три вышеупомянутые мною партии составили большинство в Сейме и создали правительство.

— Судя по всему “отцы”, они же благодетели этих партий и впрямь поверили в свое могущество?

— А почему бы и нет. Достаточно уже того, что с подачи данного Кабинета Министра цинично были приняты несколько законов. Вот некоторые из них. По своему усмотрению правительство произвело замену нескольких судей Конституционного суда. Отныне в этой инстанции заседают люди, которые принадлежат к партийной номенклатуре партий правящей коалиции. И как сказал экс-председатель Конституционного суда Латвии Айвар Эндзиньш, замену, произведенную в составе суда, иначе, как открытой попыткой подрыва престижа Сатверсме и направления работы Конституционного суда в интересах правящей политической элиты, не назовешь.
Далее депутаты Сейма в первом чтении приняли поправки к закону “О политических партиях”, которые снимают ограничения в финансировании партий и отменяют финансовый “потолок” предвыборных кампаний (ранее каждая партия имела право потратить на проведение разного рода предвыборных кампаний в Сейм не более чем 350 тысяч латов — прим. автора). Исходя из данной редакции закона мы можем столкнуться с абсурдной ситуацией. Например, выйдет на политическую арену А.Шкеле и скажет, мол он своей любимой партии готов отдать 8 млн. латов. Вслед за ним появится А.Шлесерс и скажет, что он не беднее своего оппонента и еще больше любит свою партию (ЛПП), а потому жертвует ей 9 млн. латов. Но фору всем явно даст А.Лембергс, который выйдет и скажет, что для него такого уровня политики как Шкеле и Шлесерс мелковаты, и свою любовь к партии “Зеленых и крестьян” он оценит минимум в два раза больше, то есть примерно 20 млн. латов. И все это будет происходить согласно закону.
Как мы видим сегодня, говорить об объективности в политике не приходится, впрочем как и о самом понятии “гражданское общество”. Поскольку с помощью этих поправок к закону по надзору над службами безопасности вышеупомянутые партии, а точнее олигархи, имеющие не последнее слово в этих политических объединениях, смогут получать всю интересующую их информацию по любым уголовным делам. В том числе и тех дел, в которых в качестве главных действующих лиц фигурируют и наши олигархи.

— О каких уголовных делах идет речь?

— В настоящее время А.Лембергсу предъявлено обвинение в отмывании денежных средств, его причастии к офшорным фирмам, которые являются собственниками предприятий, расположенных в Вентспилсе и т.д.
В свою очередь Андрис Шкеле благополучно для себя вышел из уголовного дела, касаемого истории с векселем на 29 млн. долларов. Правда, этот столь благоприятный исход для г-на Шкеле произошел тогда, когда во главе Генпрокуратуры находилась другая персона (ныне эту институцию возглавляет Янис Майзитис), а обер — прокурор г-н Шабанский вдруг обнаружил на своем банковском счету подарок от немецкого друга в размере 700 тысяч латов.

И заметьте, в то время, это было нормой. Как все “поверили” в то, что А.Шкеле сколотил свой многомиллионный капитал, торгуя тюльпанами, так и г-н Шабанский получил несколько сотен тысяч латов чисто по-дружески.

А в настоящее время А.Шкеле фигурирует в скандале “юрмалгейта”. Впрочем ему компанию в этом уголовном деле составил и А.Шлесерс.
— Сегодня Латвия является полноправным членом Евросоюза и НАТО. А как известно, данные институции требуют от нашего и других государств конкретных и жестких действий в борьбе с теневой экономикой, коррупцией, контрабандой…

— И это не случайно. В настоящее время Латвия получает от спецслужб других стран секретную информацию. Наше государство тоже предоставляет необходимые сведения о происходящих событиях в Латвии аналогичным службам из зарубежа. В этой связи Вайра-Вике Фрейберга неоднократно говорила о том, что желание партий олигархов — получить надзор над спецслужбами страны — приведет к тому, что страна перестанет получать необходимую информацию от спецслужб других стран.
Надо заметить, что точку зрения президента поддерживают и ряд других государственных институций, в которых не так давно произошли кадровые перестановки. Так главой Генеральной прокуратуры ЛР стал Янис Майзитис, который по данному вопросу консультировался даже с послом США в Латвии.
Руководителем Бюро по защите Сатверсме был назначен полковник в отставке Британских вооруженных сил г-н Кажоциньш. Также серьезным инструментом в борьбе с коррупцией стал KNAB, который ныне возглавляет г-н Лоскутов.

Свою поддержку президенту страны выказал и омбуцмен г-н Абситис (руководитель Бюро правозащитников населения Латвии). Примечательно, что свою деятельность г-н Абситис начал не с исполнения своих непосредственных обязанностей, а с публичного заявления. Омбуцмен осудил принятые в первом чтении поправки к закону “О политических партиях”, которые предусматривают снятие ограничений финансирования партий.
Не могу не заметить, что после резкого высказывания в адрес принятых изменений в законах о спецслужбах президента страны, политические партии пошли на попятную. Сегодня они уже согласны отменить ранее принятые ими поправки к вышеупомянутым законам и лишить права правительство принимать законы в соответствии со статьей 81 Конституции ЛР.

— А с чего бы вдруг такое послушание?

— Наши правящие политики готовы пойти на что угодно, лишь бы сохранить за собой власть. Однако исполнение их заветного желания сегодня зависит от граждан Латвии, которые в течение этого месяца посетят открытые Избиркомом участки. Избиратели должны решить для себя: поддержать им главу государства в этом жизненно важном вопросе или же нет.
На данный момент законы возвращены на начальную стадию. Сегодня политики говорят о том, что они готовы изменить эти законы, предварительно согласовывая их с президентом Латвии. В настоящее время они предлагают роль куратора над спецслужбами возложить на Сейм и Генеральную прокуратуру.

— На ваш взгляд, предложенный вариант мог бы стать выходом из сложившейся ситуации?

— Надо признать, что по сей день в мире каких-то единых стандартов в надзоре и курировании Государственных спеслужб нет. Каждое государство, исходя из сложившейся внутренней ситуации, создает свою собственную модель. На мой взгляд, предложенный выход из сложившейся ситуации был бы неправильным при наличии сегодня у руля Генпрокуратуры ЛР предыдущего генпрокурора и может быть вполне оправдан, когда эту государственную институцию возглавляет г-н Майзитис.

Как видите, в политике очень много субъективного. Именно поэтому Вайра-Вике Фрейберга попросила помощи у граждан Латвии. “Какое решение будет наиболее правильным и эффективным?” — на этот вопрос нам предстоит найти ответ. По крайней мере, у нас еще в запасе два месяца.

Но я считаю, если в течение этого месяца будет собрано около 150 тысячи подписей, то как минимум, правительство должно уйти в отставку. Допускаю, что следующий Кабинет Министров будет создан этими же партиями, но даже в этом случае политики будут обязаны ответить на вопрос: о присутствии олигархов в партиях и влиянии на их деятельность.
Хочу отметить, что изменения в законах о спецслужбах все равно произойдут, а партии отделаются легким испугом, если же граждане Латвии не посчитают нужным прийти на участок, чтобы выразить поддержку президенту страны.

И в заключении. Сегодня меня радует тот факт, что Латвия, в правовом аспекте, наконец-то начинает делать поступательные шаги к оздоровлению.

www.dinaburg.eu

06.04.2007 , 10:56

Дарья ДАШКОВА


Написать комментарий