В поисках безупречности

С тех пор, как в законе о выборах президента Латвии появилось требование безупречной репутации кандидата, неожиданно выяснилось, что подходящего найти практически невозможно. Выпадают целые социальные слои с поголовно подмоченной славой.

Где взять «ангела» для Рижского замка?

Запрет на профессии

Очевидно, что президент не может в своей первой жизни быть врачом, даже если и не брал за операцию конверты, как сам о себе сказал Валдис Затлерс. Уж коробку конфет и бутылку бальзама получал каждый эскулап. Очевидно, что законопослушный человек в таком случае должен вскрыть сосуд, отсчитать по булькам ровно 25 процентов и в заранее подготовленной таре немедленно отнести в Службу госдоходов в виде подоходного налога. Но поскольку таких честных докторов история не знает, на этой профессии можно поставить крест.

Президент не может быть и официантом – они все берут чаевые, и таксистом, которые, к тому же, безбожно подрезают прочие машины. Он вообще не может работать шофером, потому что представителям этой профессии свойственно подкручивать спидометры, воруя бензин, и подхалтуривать на казенном автомобиле.

Президент не имеет права работать на производстве, потому что скрупулезное выполнение всех правил давно уже названо «итальянской забастовкой» и считается «циничнейшим» способом выколачивания прибавки к жалованью, а нарушение любого пункта какой-либо инструкции бесповоротно подрывает репутацию.

Мы не найдем президента ни среди рыбаков, которые в погоне за добычей превышают нормы вылова, ни среди лесорубов, вечно спиливающих реликтовые деревья, ни среди крестьян, губящих природу гербицидами. Ну и уж во всяком случае нельзя искать кандидата среди предпринимателей, ибо классики научили нас, что все состояния созданы преступным путем.

А ведь свет клином не сошелся на негодных профессиях. У каждого из нас есть и другие сферы деятельности, в которых невозможно сохранить безупречность. Если вы сидите за рулем, то наверняка превышаете скорость, если ходите пешком – то на красный свет. Если вы женаты, то, скорее всего, изменяли супруге, если разведены – то однажды были пойманы на этом, а теперь стремитесь соблазнить чужую жену. Если же кандидат – холостяк, то надо тщательно проверить, не голубой ли он.

Сравнительная и периодическая

Задача найти единственного праведника в государстве безнадежно порочных людей была бы неразрешима, если бы не существовали знатоки, уверенно отделяющие зерна от плевел. Во внезапно развернувшейся президентской кампании роль таких знатоков особенно велика.

Вот пример. В 1995 году депутат Айварс Эндзиньш проголосовал за назначение премьер-министром талантливого предпринимателя Андриса Шкеле, только что ловко приватизировавшего всю пищевую промышленность страны. В 2007 году Валдис Затлерс участвовал во встрече с политиками, где присутствовал олигарх и серый кардинал Шкеле.

Выводы из этой коллизии просты: мудрый политик Эндзиньш находит выход из политического кризиса, поставив во главе правительства независимую сильную фигуру. А марионетка Затлерс явился получать указания от хозяина, как прикрывать дальнейшее разграбление страны.

Особенно легко доказывать безупречность кандидатов, если прямых сопоставлений между ними нет. Скажем, член партбюро Латвийского университета Эндзиньш учил своих коммунистов не только претворять в жизнь решения последнего съезда КПСС, но и сохранять верность партии, как бы тяжело это ни было. Некоторые послушались, и депутат Сейма Эндзиньш проголосовал за закон, запрещающий им баллотироваться в депутаты, ибо коммунисты оказались крайне опасными для латвийского общества.

Чуть позже глава Конституционного суда Эндзиньш признал это решение полностью соответствующим конституции. Одновременно профессор юриспруденции Эндзиньш широко популяризировал идею, что всеобщее избирательное право и непридание законам обратной силы есть важнейшие ценности демократии.

Разумеется, если оценивать эти действия как последовательную цепь событий, то позицию г-на Эндзиньша трудно назвать безупречной. Однако в каждой из своих ипостасей наш герой эту труднодостижимую безупречность проявил: он в равной степени удачно справился с ролью убежденного коммуниста, осторожного депутата, справедливого судьи и теоретика демократии.

Критерий истины

Но если невозможно найти абсолютно безупречного человека, то довольно легко отыскать безупречного относительно: важно, чтобы кандидат в каждый отрезок времени делал именно то, чего от него ждет начальство. Что за начальство стоит за Затлерсом, понятно: оно официальное и называется правящей коалицией. За Эндзиньша стоят люди не столь явно себя показывающие, но когда мы читаем в «Диене», что Затлерс-президент не будет принят западными партнерами Латвии, то адрес этих начальников определить уже просто. И очень интересно, кто из них 31 мая окажется главнее.

Но нет сомнений, что задача будет решена и Латвию возглавит безупречный президент, как бы его ни звали. Есть прецедент: католицизм базируется на постулате о непогрешимости папы. И вот так удачно получается уже полторы тысячи лет, что все папы, как на подбор, непогрешимы…


Написать комментарий