Мертвый сезон в украденном городе 1

В городе, возможно, и «мертвый сезон» -- как-никак лето, а вот в каком смысле наш чудный город «крадут» (со всем гражданским населением) -- о том, круглый год, дают сводки наши политики. Занятно: «воруют» нас уже шестнадцать лет, то правые, то левые -- борьба за голоса идет до самых выборов, затем, до следующего срока, нас отдают самим себе. Следующие три года -- мы никому не нужны! Примерно через год все те же -- правые и левые -- начнут рассказывать, кто все-таки «свистнул» нас с городом на наших же глазах. Мы и город -- буквально преходящий из рук в руки вымпел, приз, награда победителю! Так ли это? На эту тему попытался поразмышлять Алексей Провиденко. Газете нарисованная картина кажется довольно мрачноватой, но судить, читатель, о том -- именно вам.

Когда отстоялась пена вокруг многолетнего пребывания у власти в Даугавпилсе «команды» Видавского и после разоблачительных публикаций в республиканской прессе стали известны подробности заключения сделки мэра с «Клубом-21», многое из происходившего в недавнем прошлом стало проясняться.

Только теперь становится понятным, насколько негативными для города оказались последствия тайного соглашения упомянутого Видавского с известным активистом того времени Евгением Васильевым, представлявшим в ту пору некую группу товарищей, объединенных в «Клуб-21».

Сценарий передачи власти от победившей на выборах партии Народного согласия, под флагом которой выступала команда Видавского, в руки формально не участвовавшей в выборах 1994 года «Латвияс Цельш» был заготовлен заранее.

Буквально на следующий день, после вступления в должность мэра, Видавский, от имени Даугавпилсской городской Думы и в тайне от самой Думы, оформил с «Клубом-21» соглашение о разделе сфер влияния и совместной деятельности на весь период полномочий Думы. Закручено было лихо, в духе «тайного протокола» к пакту Молотова-Риббентропа.

Во-первых, в обязанности Думы вменялось обеспечить всестороннюю поддержку деятельности «Клуба-21». Во-вторых, Думе предписывалось согласовывать кадровую политику в Даугавпилсе с целью обеспечения эффективной совместной деятельности.

Далее по «протоколу» А. Видавский от имени Даугавпилсской городской Думы обязался обеспечивать приоритетную поддержку тем предпринимательским структурам, которые представляли интересы «клубников» в таких вопросах, как: приватизация, получение и размещение муниципальных заказов, а также по обслуживанию городского и государственного бюджета. Не больше, не меньше! Круто, не правда ли? Форменный ультиматум сильного слабому! И за что же брался со своей стороны «сильный»?

Почти дословный текст «протокола», опубликованный в республиканской газете «Vakara Zinas» лишь спустя несколько лет после его подписания, гласил следующее: «Клуб-21» обязуется через предпринимательские структуры, которые представляют интересы клуба в Даугавпилсе, обеспечить поддержку деятельности городской Думы, оказать помощь в улучшении финансового состояния городского хозяйства путем привлечения кредитов и инвестиций для финансирования муниципальных программ, обеспечить поддержку принятых думой решений в Кабинете Министров и Саэйме.

В общем, действовали по принципу: «Ты — мне, я — тебе», что само по себе уже характеризует означенный сговор как политическую коррупцию в масштабах страны. Если это так, то тогда фигурантов соглашения нужно привлекать к ответственности по аналогии с нашумевшими делами мэров в Юрмале и Вентспилсе, тем более, что упомянутые лица вовсе не второстепенные персонажи из прошлого, а действующие политики — один в Сейме, другой — в нашей Думе.

Да и другие «клубники» тех времен хоть и остались числом поменьше, но расставлены они нынче так, что их можно встретить во многих кабинетах власти. Тот факт, что в местной прессе в свое время эти события замалчивались, объясняется тем, что в «Клуб-21» были кооптированы или вовлечены (как кому удобнее для понимания) руководители и совладельцы городских СМИ.

Но нет ничего тайного, которое со временем не становилось бы явным. Всплыло многое из реалий «черного десятилетия». Вот два примера из прошлого и настоящего, похожих как две капли воды. В 1996 году проект реконструкции с выносом за город очистных сооружений и строительства водозабора оценивались специалистами в 14 млн. долларов.

После «переработки» этого проекта (без выноса очистных сооружений за город и строительства водозабора в три раза меньшей мощности) стройка обошлась городу в 22 млн. долларов, при этом оказались бросовыми ранее выполненные работы примерно на 2 млн. долларов.

В 2002 году подготовленный проект II очереди реконструкции водопровода и канализации оценивался разработчиками в 14 млн. лат. Теперь после «переработки» тот же проект стоит уже 22 млн. лат. Почувствуйте разницу! Подряд на выполнение работ получила фирма «Гадиба», где директором все тот же Васильев, а разницу оплатит ЕС и горожане. Таких примеров множество, и счет в подобных сделках власти с узким кругом приближенных к ней лиц ведется на многие миллионы.

Возникает вопрос, а что, собственно, можно сделать? Для начала необходимо добиться, чтобы регулярно проводились объективные исследования результатов проводимой в городе экономической и социальной политики и чтобы эти результаты не корректировались и не фальсифицировались в угоду политической конъюнктуре.

Если населению упорно внедряется в сознание миф о якобы растущей экономике и благополучном развитии малого и среднего бизнеса, то не будет и мер по преодолению кризисных явлений в этих сферах, нет проблемы — так зачем же напрягаться, пусть идет, как идет, а там посмотрим, куда кривая выведет.

Такая страусиная политика городской администрации привела к тому, что весь производимый валовой объем продукции сегодня составляет менее тысячи лат в год на одного жителя города. Это в 8(!) раз меньше, чем в среднем по Латвии, а общий объем производства составляет менее 2% от общего ВВП страны и в сопоставимых ценах не растет уже на протяжении десяти лет, а с учетом инфляции даже имеет постоянную тенденцию к снижению.

В традициях Даугавпилса всегда было поступательное экономическое развитие: от мастерских — к заводу, фабрике. Предприятия развивались, прирастали цехами, участками. Постепенно набирая силы, постоянно увеличивали объемы производства, улучшали качество продукции и таким образом обеспечивали социальную стабильность и экономическую самодостаточность не только города, но и региона. Даугавпилсу было чем гордиться.

Нынче происходит обратный процесс. Даугавпилс, второй по величине город Латвии, на рубеже веков стал одним из самых кризисных городов страны.

Сегодня при сложившейся во власти системе коллективной безответственности и круговой поруки исключена сама возможность адекватно оценивать происходящее. А прославлять самих себя словами и возвеличивать недостигнутые успехи — дело нехитрое.

Никто из антигероев последних лет за очевидные провалы и махинации не понес никакой ответственности, даже политической. Это является еще одним подтверждением того, что ответственность республиканских партий за состояние дел в самоуправлениях существует только на уровне деклараций и пустопорожних обещаний, и то лишь раз в четыре года, накануне очередных выборов.

Выходит, что партии только для того и существуют, чтобы запускать воздушные шары обещаний, и пока народ, задрав голову, разглядывает, что там написано и нарисовано, наиболее расторопная и ловкая часть политических прихлебателей шарит у него по карманам, одновременно прибирая к рукам все, что можно и нельзя.

Вот такая «демократия»! Напрашивается аналогия с выводом Всемирного банка, определившего Латвию как украденное государство. В основу такой оценки были положены собранные банком данные об уровне коррупции, в т.ч. и политической, на государственном уровне.

В число украденного с полным основанием можно занести и наш город. Кто-то скажет, что не надо ворошить и жить прошлым.

А я скажу, что нельзя проворовавшихся скрывать от справедливого суда, хотя бы общественного, чтобы неповадно было другим. Нельзя, чтобы чиновник или депутат считал, будто можно прийти, унести, сколько сможет, а потом уйти в тень и кушать «печенье — варенье» до конца дней.

Я хочу, чтобы меня услышали те, кто может все это изменить, молодые, активные, любящие свой город. Я не могу и не хочу верить в то, что вялотекущий кризис в городе будет продолжаться неизвестно сколько, не хочу верить, что Даугавпилс останется просто серым пятном на карте, но сегодняшние «герои» именно к этому мостят дорогу, а сами свалят, кто куда, и поминай, как звали.

Угрожающим становится то, что засели правители глубоко и под шумок задушенной критики контролируют все структуры власти, включая и «четвертую власть» — СМИ, это «клуб» в законе, который трудно подвинуть, так как контроль тотальный за всем, что движется против их течения. Но у них есть решающий недостаток — их мало, и они уже начинают все больше и больше отдаляться от народа, а люди начинают понимать, что их масштабно обманули и перестают бояться признаться себе в этом.

Мучительно долго тянется некий мертвый сезон — это шокирующее время полутонов. Мафиозное присвоение собственности под видом приватизации, стихийная экономика и планомерное разрушение промышленности. Продолжается беспардонная обираловка населения, начатая государством, отнявшим у людей их сбережения в прошлом, а нынче постоянно растущими тарифами за коммунальные услуги и поборами буквально за все, начиная от бумажки, справки, услуги чиновника или врача. Все это теснейшим образом переплетено друг с другом.

Воистину — единство и борьба противоположностей. И появляются такие настроения: «А стоит ли вообще трогать этот айсберг? Плывет же, пусть и кое-как. Глядишь, само собой все решится, что-то утрясется, а что-то прояснится в будущем». Это абсолютное заблуждение.

Ситуация, созданная в середине девяностых годов, является таковой, что само собой ничего не решится и не утрясется ни сейчас, ни в будущем.

Зато все отчетливей проясняется тупиковый характер происходящего. Чтобы закончить «мертвый сезон» и вернуть украденный город к нормальной жизни, нужна другая политика и люди, которых объединяют не корыстные «клубные» интересы, а направляет стремление восстановить наш изрядно порушенный общий дом.

И это общая задача, всех вместе и каждого в отдельности, цель, которая объединяет людей, а не разъединяет. Работа трудная, путь тернист, но дело того стоит. Дорогу осилит идущий.

Алексей ПРОВИДЕНКО

05.07.2007 , 11:50

"Динабург вести"


Написать комментарий

Мысли-то хороши, выводы очевидны, доводы убедительны. Но где уверенность в том, что "старая гвардия" вдуг начала думать по-новому? Ведь ваша сталь, тов. Провиденко, закалялась долгими десятилетиями в условиях таких же правил сосуществования - "Ты - мне, я - тебе!" Очень всё это похоже на виток новой предвыборной гонки. А от перемены мест слагаемых, как известно, сумма не меняется!!! Лично я уже не верю никому из тех, кто из последних сил пытается цепляться за рычаги власти.