Франция получит свой Уотергейт?

Фото Associated Press.
Фото Associated Press.
*Знаменитое американское дело - Уотергейт - грозит повториться во Франции. Вокруг первых лиц государства разгорается громкий политический скандал. В результате под следствием может оказаться бывший премьер Франции Доминик де Вильпен, а репутация недавно оставившего свой пост президента Жака Ширака серьезно подмочена. А еще это дело чем-то напоминает то, что сегодня происходит на латвийском политическом олимпе. Впрочем, судите сами.*

Старое дело

«Дело Клирстрим», как его называют во Франции, на самом деле очень старое. Начало ему было положено аж в 2001 году. Тогда вышла книжка «Разоблачения», которую написали журналист Дени Робер и бывший глава компьютерной службы люксембургской компании «Клирстрим», в которой они обвинили «банк банков» (так иногда называют «Клирстрим») в нелегальных переводах крупных сумм на тайные счета различных фирм и частных лиц и отмывании денег.

Тогда же во Франции было начато следствие по делу о незаконных комиссионных и взятках в связи с продажей Тайваню в 1991 году шести французских фрегатов на сумму 2,8 млрд. долларов. У прокурора долго не получалось сдвинуть его с мертвой точки, пока в 2004 году он не получил несколько анонимных писем, в которых указывались счета и фамилии лиц, пользовавшихся услугами «Клирстрима». Среди них были и имена весьма уважаемых во Франции людей. Бомба?

Оказывается, нет. Сфабрикованная фальшивка. Кто-то в подлинные списки ввел ложную информацию. Вот тут-то следственная машина включила другую передачу – возбудила дело о клевете.

«Заклятые друзья»

Но привлекать-то по нему кого? И тут на одном из допросов Филипп Рондо, генерал секретных служб Франции, координировавший деятельность внешней разведки, он же так называемый «мистер компромат», возьми и скажи, что действовал по личному указанию тогдашнего премьер-министра Доминика де Вильпена, который просто заказал ему найти компромат на своего главного конкурента – министра внутренних дел Франции Николя Саркози.

Тут требуется небольшое отступление. «Час» уже писал об отношениях «заклятых друзей» лейбористов – бывшего и нынешнего премьеров Великобритании Блэра и Брауна. Примерно такие же отношения существовали и между лидерами партии президента Ширака – «Союза за народное движение». Усугублялись они тем, что Ширак хотел видеть своим преемником отнюдь не яркого Саркози, который много сделал для его победы на президентских выборах 2002 года и которого в «благодарность» Ширак в свое время «задвинул» в министры экономики (шестой человек в правительстве). Цель же вброса компромата – не допустить Саркози к президентским выборам.

После таких обвинений Доминик де Вильпен пытался объясниться и даже согласился ответить на вопросы следователей. Тот допрос он, вероятно, запомнит на всю жизнь, ведь продолжался он 17 часов! Следователи хотели поговорить и с Шираком, но тот, сославшись на то, что бывший президент, согласно положениям французского законодательства, «не может быть принужден давать показания по фактам, относящимся к периоду его президентского мандата», от «интервью» следствию отказался.

А если бы разоткровенничался, то, возможно, всплыли бы весьма пикантные подробности «дела Клирстрим». Во всяком случае в изъятых следствием записных книжках Рондо фигурирует фраза «указания ПР», что может означать «президента республики», то есть Жака Ширака.

Кто отвечать будет?

Пока дело не завершено. Однако первая его жертва уже наметилась. Это де Вильпен. Французские средства массовой информации сообщили, что сейчас проверяются данные, обнаруженные в настольном компьютере генерала Рондо, которого в среду допросили в качестве свидетеля-участника по делу «Клирстрим». Согласно результатам экспертизы, записи генерала содержат информацию, которая может способствовать привлечению к делу экс-премьера за «пособничество в клеветническом доносе».

По данным следствия, он также был одним из тех, кто в 2004 году организовал секретную встречу бывшего вице-президента компании EADS Жана-Луи Жергорена с судьей Рено ван Руимбеке, который должен был получить фальшивые биржевые списки «Клирстрим». И устроена она была, как предполагает ряд французских СМИ, не без ведома Ширака.

Сейчас всех интересует: если против де Вильпена все-таки будет возбуждено дело, станет ли он говорить? Пока же он называет себя жертвой клеветы и все обвинения в том, что он пытался скомпрометировать своего главного политического оппонента Николя Саркози, для чего якобы поручил спецслужбам следить за министром, отвергает. Напомним, что простые прослушки (без слива в прессу) в свое время привели к Уотергейту. А тут к слежке и фабрикации документов могут оказаться причастны официальные лица. В том числе и президент, хоть и с приставкой «экс».

Кстати, следствие интересует не только этот эпизод в его деятельности. Они хотят узнать об устройстве мэром Парижа Шираком на высокооплачиваемые должности в муниципалитет близких соратников по партии. Те работали на партию и Ширака, а деньги получали казенные. По французским законам это – коррупция. Хотят они кое-что прояснить и по делу об убийстве некоего следователя Борреля в африканском государстве Джибути в 1995 году. Жака Ширака подозревают в том, что он закрыл дело ради экономических и военных интересов Франции в этой африканской стране. И тут Шираку конституцией уже не загородиться, поскольку речь идет о деятельности в годы, когда он еще не был президентом. Так что настоящий скандал во Франции, наверное, еще впереди.

Штрих

За коррупционные дела уже пострадал один из сподвижников Ширака, экс-премьер Ален Жюппе. Он был осужден в 2004 году, приговорен к 14 месяцам тюрьмы условно и на год лишен права занимать политические должности. Даже когда Николя Саркози включил его вторым номером в правительство, он усидел там всего месяц. Коррупционные грехи не забылись, избиратели Бордо прокатили г-на Жюппе на парламентских выборах, и он вынужден был уйти из правительства.

Жену Саркози заподозрили в казнокрадстве

Жена президента Франции Сесилия оплатила с «государственной» кредитки два обеда на сумму в 129 и 272 евро, написала газета «Цепная утка» и обвинила первую леди в казнокрадстве.

Руководитель канцелярии Николя Саркози Эммануэль Миньон и премьер-министр Франции Франсуа Фийон отвергли эти обвинения.

Миньон, например, заявила «Монд», что она лично предложила Сесилии Саркози воспользоваться государственной кредитной картой для оплаты таких расходов, «как например, подарки представителям других государств, предусмотренные протоколом, букеты цветов и расходы, связанные с организаций приемов», которые она несет, выполняя официальные обязанности первой леди страны. Руководитель канцелярии также сказала, что в связи с разгоревшейся полемикой вокруг Сесилии и во избежание дальнейших кривотолков первая леди Франции вернула в канцелярию президента выданную ей кредитную карту.


Написать комментарий