Министр обороны: «Будут новые международные миссии»

В прямом эфире программы «Действующие лица» (Латвийское радио – 4) «Час» и другие журналисты беседовали с министром обороны Атисом Слактерисом (Народная партия).

Наша армия

- Сколько человек служит в нашей армии?

- Пять с половиной тысяч. В их числе пять генералов, тринадцать полковников… Плюс одиннадцать тысяч ополченцев Земессардзе.

Около 17% нашего армейского состава составляют женщины. Как-то в Афганистане поинтересовался у одной женщины-капитана – кстати, красавицы, – как она оказалась в миссии. Она ответила, что раз решила связать свою жизнь с армией, то должна понять, как выглядит война.

- Пять генералов для нашей небольшой армии не много?

- В самый раз. Латвия должна иметь представителей высшего командования в структуре НАТО в Брюсселе и США. Чтобы все пять собрались в Латвии – это редчайший случай.

- Завершился переход латвийской армии на контрактную систему…

- В ноябре прошлого года мы отпраздновали уход в запас последнего солдата срочной службы, и сейчас в латвийской армии служат только профессионалы. Критерием профессиональной пригодности является участие в международных миссиях. Наши ребята побывали в Косово, Ираке и Афганистане. Туда можно направлять только очень хорошо подготовленных солдат, а не срочников.

Новым миссиям быть

- Если союзники по НАТО пригласят Латвию поучаствовать еще в одной коалиции, не лягут ли новые расходы на плечи латвийских налогоплательщиков?

- По закону Латвия может тратить на оборону 2% своего ВВП. Всвязи с хорошими показателями нашей экономики денег на армию выделяется все больше, но эти суммы не достигают оговоренных двух процентов. А если бы достигали, то к 2010 году нам удалось бы оснастить латвийских участников миссий должным образом. Для примера: в США тратят 4,6% ВВП. Наши относительно небольшие затраты и участие в миссиях – это плата за безопасность.

Деньги в основном нужны для оснащения наших миссий. До сих пор политические решения об участии в международных миссиях не были в полной мере обеспечены материально: в плане экипировки и иного обеспечения. Что передали нам партнеры по коалиции, тем и воевали.

Я как министр поставил перед собой задачу – обеспечить наших ребят всем необходимым. За последние полгода эту задачу во многом удалось выполнить. Осталось оснастить бронетехникой. Цена вопроса – минимум 80 миллионов латов.

Латвия доказала, что может быть надежным партнером по международным операциям. Сейчас нам не надо увеличивать число солдат и подразделений, готовых участвовать в миссиях. При этом не должно быть иллюзий, что в ближайшее время воцарится мир во всем мире и наши воины останутся не у дел.

Товарищество по оружию

- Чем наши военные занимаются в Грузии?

- С февраля этого года у нас в Грузии атташе по обороне и два советника. Эта страна сейчас готовится к вступлению в НАТО, за что высказались 85% населения. Мы делимся с ними опытом реформирования армии, интеграции в североатлантические структуры. Грузии помогают многие страны, но у нас есть одно преимущество: русский язык.

- У Грузии непростые отношения с Россией, да и у нас не самые радужные… Учитывается ли этот политический фактор при принятии решений об оказании помощи?

- Мы не делаем ничего, что могло бы навредить России. Но каждая страна сама вправе решать, хочет ли она быть членом НАТО, ЕС или другого союза. А мы вправе помогать тем, кто выбрал этот путь.

- Американцы собираются развернуть систему ПРО в Польше и Чехии. Нет ли планов использовать для этого территорию Латвии?

- Если страна ставит защиту от ракет, то это вовсе не означает угрозу для кого-либо. Я готов поддержать любое предложение по усилению латвийской обороноспособности от ракет… Но пока никто не предлагает.

Русский вопрос

- Насколько охотно в нашу армию идут служить русскоговорящие латвийцы?

- Латвийская армия многонациональная. У нас служат русские, белорусы, украинцы, литовцы… Иногда увидишь некоторые фамилии и задумаешься. А он по паспорту – латыш…

- Трудно ли поступить на службу в НВС?

- В соответствии с последними изменениями каждый гражданин Латвии, которому исполнилось 18 лет, может подать заявку. Основной отсев идет при прохождении медкомиссии. В нашей армии рабочим является латышский язык, для участия в международных миссиях необходим английский.

Плата за миссии

- За три года участия в миссиях погибло трое наших ребят. Помнят ли об их семьях в министерстве?

- У нас есть служба, которая поддерживает связь с родственниками погибших. Отношения с ними складываются по-разному. Я каждое 18 ноября посылаю цветы и поздравления по одному адресу… Но все это очень тяжело. Как лично встречавшийся с родственниками всех погибших я бы не пожелал этого худшему врагу.


Написать комментарий