Пишите письма

В блеклой, как балтийское небо, борьбе местных представителей трудящихся за свои права наметились некоторые изменения: к традиционным борцам из рядов медиков и педагогов неожиданно примкнули почтальоны. Хотя неожиданностью это считать трудно. О том, что на 120 латов в месяц нормально прожить нельзя, было известно и год, и три года назад. Причем платили тогда еще меньше.

Пока почту еще не «оптимизировали»…

Накипело?

Однако раньше почтальоны о забастовках почему-то не помышляли. Они безропотно вкалывали, терпеливо снося жуткие условия труда, отсутствие транспорта, нападения преступников (одно зверски-бессмысленное убийство за 70 латов женщины-почтальона в Лудзенском районе несколько лет назад чего стоит!) и прочие прелести дикого рынка. Хотя работали при этом в самой что ни на есть казенной организации – почта ведь всегда была символом и опорой государства.

Происходило это, видимо, потому, что на Latvijas Pasts тогда много говорили о реформах, меняли руководство, а людям свойственно надеяться на лучшее и верить рассказам нового начальства о том, как все будет хорошо. Но, увы, реформы на почте прошли так же, как и в любой другой латвийской отрасли: шикарные офисы, дорогая оргтехника и высокие оклады у руководства и 120 латов в месяц за все про все – у тех, кто «с толстой сумкой на ремне».

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали, скорее всего, планы «оптимизации сети», то есть, попросту говоря, ликвидации почти трех сотен (!) сельских почтовых отделений. Убытки Latvijas Pasts в прошлом году, по официальной информации, составили 4,8 млн. латов, в том числе 3,2 млн. латов связаны с абонированием и доставкой прессы.

Второй значительной причиной убытков называют наличие нерентабельных почтовых отделений. Кто виноват в том, что почта убыточна? Ну явно не почтальоны…

Читатели помнят откровенный бардак, случившийся в этом году при переходе к новой «прогрессивной» системе подписки на периодику – некоторые сельские подписчики свои газеты по месяцу не получали. В конце концов с ситуацией разобрались, почта заплатила штрафные санкции, а возмущенным подписчикам предложили подарочные карты со сроком погашения до конца года. Клиентов этот широкий жест вполне удовлетворил, но на финансовых показателях такая работа отразилась явно не лучшим образом.

Впрочем, было бы несправедливо сваливать всю вину на менеджеров Latvijas Pasts.

Сегодня, рассуждая о финансовых проблемах почты, некоторые комментаторы высказываются в том плане, что причины неэффективности работы, во-первых, в пресловутой госсобственности, а во-вторых, в монопольном положении.

Честно говоря, дискуссия по поводу эффективности государственных предприятий давно ведется на основе не экономических, а скорее идеологических аргументов: «государство – плохой хозяин», и все тут. А вот что касается второго, то совершенно непонятно, о какой монополии идет речь: уже давно в Риге и крупных городах подписчиков наряду с госпочтой обслуживают и частные фирмы. Им, кстати, никто не запрещает обслуживать и сельских клиентов, но за городские пределы частники так и не вышли.

Вершки и корешки

Причины такой привязанности к городским подписчикам достаточно очевидны: коммерческие фирмы ориентированы только на прибыль, а прибыльным обслуживание сельской местности в обозримом будущем не станет. Одно дело разложить сотню газет по почтовым ящикам в подъездах рижской многоэтажки, совсем другое – исколесить ради этого несколько десятков километров сельских дорог и тропинок. О чем думали облеченные полномочиями господа, выдавая лицензии частникам? О свободной конкуренции?

Но ее не может быть, если одни поставщики услуг имеют право работать на любом секторе рынка по своему выбору (и выберут они, естественно, самые рентабельные…), а другие должны обслуживать всех заведомо убыточных. Тут уж никакой «прогрессивный» менеджмент не поможет.

Положение с почтальонскими зарплатами действительно совершенно дикое, и вряд ли у кого-то из подписчиков повернется язык упрекнуть их, хотя возможная забастовка и обернется массой неудобств. Проблема, однако, в другом.

Поскольку сложившуюся ситуацию с абонированием и доставкой прессы на селе и в городах вряд ли кто-то изменит, то достаточно очевидно, что либо государство будет дотировать почтовые услуги в сельской местности, либо стоимость их станет такой, что сельскому жителю будет проще отвезти свое письмецо в ближайший город самому на попутном транспорте, нежели отправлять по почте…

Причем вне зависимости от того, продадут почту частникам или эта уже и так условно государственная организация сама станет проводить «сокращение сети» и «оптимизацию цен».

Почтальоны ждут до 13 августа

Латвийский профсоюз работников почты и связи 13 августа примет решение о том, начнется ли забастовка.

Вчера представители профсоюза передали руководству «Латвияс пастс» свои требования, главное из которых – повышение зарплаты. Руководство «Латвияс пастс» обещало искать средства для выполнения финансовых требований работников, но точная дата повышения зарплаты названа не была. И поэтому 13 августа профсоюз работников почты и связи проводит собрание, в котором приглашены участвовать все члены профсоюза. На этом собрании и будет принято решение о забастовке.

Бастовать не надо!

Генеральный директор «Латвияс пастс» Гинтс Шкодов надеется, что почтовые работники откажутся от идеи объявить забастовку.

Вчера в интервью программе LNT «900 секунд» Шкодов выразил надежду, что «работники почты поведут себя ответственно и не будут бастовать», пишет LETA.

По словам Шкодова, вопрос об улучшении ситуации на предприятии недавно был выдвинут на уровне правительства. Он также отметил, что требования работников об увеличении зарплаты в два раза необоснованны.

Глава почтового ведомства сообщил, что из 900 почтовых отделений планируется сохранить только 583, так как предприятие терпит большие убытки. В то же время он признал, что ликвидация местных почтовых отделений станет ударом по сельской инфраструктуре. «Мы не хотели бы этого делать», – сказал Шкодовс.


Написать комментарий