«Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»

Поэт Светлов при недомогании просит «постелить степь и занавесить окна туманом». А прозаик Калвитис советует просто – не болеть. И то и другое – невыполнимо.

Хворать сегодня в Латвии и так очень дорого. Премьер же хочет сделать болезнь и вовсе привилегией богатых

Экономика

Для тех, кто никогда не брал больничный лист, – информация к размышлению. Привычная старшему поколению система выдачи бюллетеней была утверждена в 1937 году. До этого за пропущенные по болезни дни никто не платил. С 1937 года государство болеть разрешило. Причем оплата больничного зависела от трудового стажа. Стаж до 5 лет – получай 60 процентов зарплаты, до 8 лет – 80 процентов, свыше этого срока – 100 процентов. В России, кстати, эта схема действует по сей день.

У нас в Латвии сейчас есть два типа бюллетеней – А и В. За первые четырнадцать дней болезни (кроме первого) платит работодатель, за остальные – государство. Причем бюллетенить можно 52 недели подряд. А потом выйти на работу на денек и снова болеть. Государство оплатит 78 недель в течение трех лет – не больше. Если не поправился – оформляй инвалидность или болей за свой счет. Оплачивается больничный в размере 80 процентов от зарплаты минус социальный налог.

В Литве и Эстонии государство не стало перекладывать социальные проблемы на плечи бизнесменов. Работодатели оплачивают всего пару дней болезни. Вот и латвийские предприниматели потребовали освободить их от этого бремени. Довод – оплата больничных включается в стоимость производимых товаров, они становятся более дорогими и неконкурентоспособными.

Вот, оказывается, в чем причина такого печального явления, как преобладание импорта над экспортом! Хвораем…

Премьер Айгарс Калвитис решил идти другим путем. Чтобы и работодателям было полегче, и бюджету, премьер предложил уменьшить оплату больничных листов до 60 процентов от зарплаты. Министр здравоохранения эту идею поддержал.

Статистика

Поводом стали статистические данные: за последние шесть лет было выдано на 98 тысяч больничных листов больше, чем за такой же предыдущий период. Вывод – врачи необоснованно выдают освобождение от работы. Вот уж, действительно, – статистика – продажная девка капитализма.

Странно, что сопоставляются годы экономического кризиса, огромной безработицы и период стабилизации, когда у многих появилась и официальная работа, и соответственно – официальный больничный. Можно рассуждать и по-другому, причем строго на основе статистических данных. Исследование, проведенное латвийским университетом, выявило, что 52 процента жителей Латвии не имеют возможности при недомогании обратиться к врачу – из-за нехватки денег, удаленности больниц в сельской местности, огромных очередей у семейных врачей и так далее. В итоге они попадают к медикам в достаточно тяжелом состоянии, с осложнениями. И там, где неделей раньше можно было обойтись амбулаторным лечением, требуется стационар. Итог – больше бюллетеней.

Убедительнее выглядели бы данные о том, сколько бюллетеней признаны необоснованными. Но и в этом случае логичным было бы не уменьшение оплаты всем, кто хворает, а конкретные меры к недобросовестным врачам. В России, кстати, увеличили штрафы за подобные нарушения. А в Латвии недавно принято решение, что если болезнь затягивается долее 45 дней, обязательна консультация специалиста, который уточнит диагноз и методы лечения.

Реальность

Давайте обратимся за комментариями к тем, кого все это касается – к врачам и пациентам.

Главный врач Даугавпилсской региональной больницы  Айвар Здановский убежден, что премьер-министр поднимает важный вопрос. Оплата больничных в течение года и больше – очень тяжелая ноша для бюджета, и надо разобраться, всегда ли обоснованно выдаются бюллетени.

- Мы в своей больнице сохранили такой орган, как консультационная врачебная комиссия, – говорит А. Здановский. – В спорных случаях решение принимается коллективно. Вот недавний пример… Женщина жалуется на боли, требует больничный, но при этом ложиться в стационар отказывается. Еле уговорили пройти обследование. Ничего не нашли и больничный закрыли. Собирается жаловаться. И это не такой уж редкий случай, когда пациент требует лечения, хотя врач заболевания не находит.

Другой точки зрения придерживается семейный врач Валерий Минченко:

- Финансы и медицина – это довольно сложное взаимодействие, – говорит он. – Вот только что мне пришлось доказывать, что обоснованно перерасходовал средства на обследование пациентов. Убедило то, что в результате выявлено три случая рака на ранних стадиях и два – туберкулеза. С бюллетенем в чем-то сходная ситуация. Приходит человек, допустим, после гриппа. Строитель. Температуры уже нет, самочувствие удовлетворительное. С точки зрения работодателя он уже должен выйти на смену. Но меня волнует его здоровье, а не сдача объекта. Я знаю, что на сквозняке он может получить осложнение, снова заболеть. Так обоснованный бюллетень или нет? Мой личный опыт доказывает, что чаще люди, имеющие работу, пренебрегают своим здоровьем. Только что была на приеме женщина с воспалением легких. Категорически отказалась ложиться в больницу или брать бюллетень. Бухгалтер в частной фирме. Фактически рискует жизнью из страха потерять работу. Очень часто пациенты не могут приобрести лекарство, которое им необходимо, даже по льготным ценам. Если оплата больничного будет составлять только 60 процентов, то их положение будет просто трагическим.

Наконец, слово берет главный герой этой истории – человек, длительный срок находящийся на бюллетене. Петр Трунов после инфаркта сделал операцию на сосудах сердца. Дневная норма – шесть таблеток.

- Если уж кто и берет необоснованные больничные, так это крупные чиновники, у которых возникают служебные неприятности. То и дело читаешь о том, что кого-то собираются снять с должности или отдать под суд, и тут обязательно возникает долгое недомогание длиной в год. А работяга прекрасно знает, что болеть нельзя – выгонят моментально. Если кто-то считает, что болеть – выгодно, пусть прикинет, сколько стоят лекарства. Из моих шести таблеток одна не позволяет организму отторгать вживленные в сосуды элементы. То есть без этого медикамента не обойтись. Упаковка из 28 таблеток стоит сорок латов. Принимать надо полгода, а льгота действует только в течение двух месяцев. Надо регулярно бывать у врача, обследоваться. Все это стоит денег. Болезнь – очень дорогое удовольствие в нашем государстве. Похоже, его хотят сделать недоступным.

Цифра

В 2007 году из госбюджета планируется потратить на оборону и сотрудничество с НАТО 80,4 миллиона латов, на медицину – 68,8 миллиона. Во многих европейских странах на здравоохранение тратится от 10 до 15 процентов бюджета, в Латвии – меньше двух процентов.


Написать комментарий