Спор о врачебных конвертах: «А что такого? Пациенты давно привыкли»

Вчера центр Providus провел форум, посвященный «обороту денег в медицине». Медики и общественные деятели обсудили «конверты с благодарностями». А также вопрос, считать ли это коррупцией, и причины, по которым люди им платят. Итог: врачи сомневаются, что деньги в конвертах – это взятки.

Президент: «Мы бедные, безвольные и притворяемся»

Форум, посвященный врачебным конвертам, открыл президент Латвии Валдис Затлерс, для которого тема «благодарностей» личная и болезненная: перед выборами и сразу после них она стоила ему немало нервов.

Глава страны начал с признания в бедности государства:

- Система здравоохранения создана, чтобы лечить людей. Государство вмешивается в отношения врача и пациента потому, что хочет позаботиться о своих людях, – заявил он. – Однако есть бедные страны и есть богатые, а здоровыми хотят быть все. Но наше государство не может обеспечить всех. Пациент хочет, чтобы у него был врач, которому он доверяет, с которым он может быть уверенным в излечении. И в то же время – пациент хочет, чтобы система была прозрачна и понятна…

Однако, подчеркнул Затлерс, «пока у нас недостаточно политической воли. Государство лишь притворяется, что может обеспечить все то, что хотят жители».

В общем, как мы поняли, из-за бедности и безволия «благодарности» у нас до сих пор и практикуются. И в ближайшее время не исчезнут.

Представитель ВОЗ: а может, пациентам нравится?

В целом участники-медики пытались снизить накал эмоций. И представить происходящее с конвертами как: а) «обычное для Европы», б) «привычное для пациентов» дело.

Так, по словам Гунты Лаздане, представителя Всемирной организации здравоохранения, проблема «неофициальных денег» существует во всех странах Европы. Чаще всего она возникает из-за того, что пациенты не доверяют системе.

- Людям кажется, что, заплатив, они получат лучшее качество, чем без денег. Каждый про себя думает: «Вот теперь я сделал все что мог», – заявила представительница ВОЗ. – Но что значит более качественная операция, к примеру? Это – отрезать больше или отрезать меньше? Получается, что под «лучшим качеством» пациент подразумевает, что хочет чувствовать больше заботы. Например, чтобы врач интересовался здоровьем его собачки. Какими знаниями обладает этот врач, уже не важно…

Суждение, отметим, довольно спорное. Но г-жа Лаздане пошла дальше. По ее словам, «есть и другие причины того, что пациент готов платить врачу неофициально. Например, люди хотят улучшить доступность медицинских услуг для себя или обойти существующий порядок. Иногда люди хотят лечиться у какого-то конкретного врача или не желают ждать очереди на операцию. За это они готовы платить отдельно…»

И еще один аргумент, действующий на людей – «так принято». Все к этому привыкли и никто особо не сопротивляется.

- Ну и, наконец, многие действительно хотят поблагодарить врача за лечение и заботу о себе, – отметила представительница мирового здравоохранения.

Эксперт: «А коррупция ли это?»

В свою очередь, советница президента по юридическим вопросам Инесе Либиня-Эгнер попыталась внести ясность, что же из «благодарностей» считать коррупцией.

- Обсуждение объема рецептов, выписывание больничных, попытка обойти очереди – это все уже формально элементы коррупции, о них сказано в Уголовном законе и Кодексе административных правонарушений, – заявила юрист.

Однако, тут же подчеркнула она, зачастую «благодарности» возникают там, где наша система здравоохранения дает сбой. Например, по закону у всех жителей Латвии есть право выбрать себе врача. Но на практике из-за нехватки врачей в государственных учреждениях никакого выбора не получается. И в ход идет все тот же конверт…

Как бороться? Пусть пациент «дает» легально

В качестве борьбы с неофициальными выплатами была предложена программа «Одно заболевание – один врач – одна ответственность».

Программа ставит несколько целей. Во-первых, заставить больницы выполнять функции, за которые им государство уже заплатило.

Во-вторых, урегулировать вопрос со сверхурочными врачей. Например, в случае, если пациенту так необходимо, чтобы его осмотрел конкретный доктор, а его рабочее время уже закончилось, они бы смогли договориться и пациент заплатил бы за работу врача. Но – официально, заключив соответствующий договор.

Также программа предусматривает, что зарплаты врачей должны начисляться за каждую манипуляцию (или «эпизод лечения») отдельно. И все манипуляции будут стоить одинаково.

К тому же, по мнению Инесе Либини-Эгнер, пациентов нужно обеспечить информацией о бесплатных услугах, предоставляемых государством, о тарифах врачей, а все сделки должны заключаться до лечения. В общем, пусть все это будет просто платой за услугу. И тогда не нужно будет никаких благодарностей…

Патриотическое: «У нас хуже, чем в России!»

Под конец участники форума вспомнили такой факт: судя по европейской статистике, выплаты из латвийского госбюджета на медицину одни из самых низких в Европе – чуть больше 3% бюджета.

- Даже ниже чем, в России! – с некоторым ужасом воскликнула одна из участниц форума. – Неужели это то, за что мы боролись все годы независимости?!

Итого

У вашего корреспондента сложилось впечатление, что проблему с конвертами врачи готовы решить в традиционном духе – за счет пациентов… Что изменится? Похоже, ничего. Только теперь к обычной «благодарности доктору» вам придется добавлять, к примеру, налог.

Справка

Больше всего на здравоохранение тратят Исландия, Германия и Норвегия – более 9% бюджета.

Соседи нас тоже опережают: Россия и Украина тратят около 3,4%, Эстония – 4%, а Литва – 5%.

Но то, что денег на здравоохранение выделять будут больше, участники форума не обещали.


Написать комментарий