Калвитис ужесточит меры по борьбе с ростом цен

Премьер Латвии Айгар Калвитис назвал показатели инфляции тревожными и заявил, что не исключает возможности введения дополнительных мер для борьбы с ростом цен. Напомним, что годовая инфляция в августе впервые за последние 10 лет оказалась “двузначной” — 10,1%. Что еще могут придумать в Кабинете министров, чтобы затормозить цены?

Заседание штаба борцов с инфляцией намечено на конец этой недели, когда премьер вернется из азиатской командировки, пишет газета “Телеграф”. По возвращении глава правительства намерен встретиться с представителями Банка Латвии и обсудить дополнительные меры для торможения роста цен.

Из Китая Калвитис сообщил на родину, что темпы роста потребительских цен “очень динамичны и такими же должны быть процессы по ограничению инфляции”. Кроме того, премьер оценит процесс введения плана по борьбе с инфляцией.

В итоге можно ожидать введения новых более кардинальных и жестких мер по обузданию роста цен. Среди них и создание специальной Госкомиссии по борьбе с инфляцией (ГБИ). Она должна выполнять функции, схожие с теми, которые выполняют уже имеющиеся регуляторы общественных услуг. Принципиальная разница — в резком расширении контролируемых товаров и услуг.

На практике это будет выглядеть примерно так: чиновники ГБИ высчитывают справедливую цену на кефир, батоны или водку, а также на услуги — номер в гостинице, ужин в ресторане или билет на трамвай. Справедливая цена — это себестоимость товара и услуги плюс налоги и норма прибыли в размере 10%. О ценах информируется общественность, после чего сознательные жители сигнализируют о замеченных нарушениях. Реагируя на звонок, на место выезжает спецбригада и штрафует “проклятых спекулянтов”.

Не слишком демократично, однако именно по такой схеме сегодня в Латвии, например, реализуются сигареты — продавец под страхом лишения лицензии не имеет права продавать пачку дороже цены, указанной на акцизной марке. Кроме того, опыт Словении, которая успешно поборола инфляцию и ввела евро в начале этого года, показывает, что такой подход имеет право на существование. Или по крайней мере на обсуждение.

Заморозить вклады в коммерческих банках.

Комиссия рынка финансов и капитала принимает решение об ограничении на снятие депозитов в коммерческих банках в течение ближайших трех лет. При этом проценты продолжают начисляться по прежней схеме, а вклады можно снять в строго оговоренных уважительных случаях — похороны, оплата больничных расходов, обучение ребенка и т.п. Таким образом, купить новый автомобиль или музыкальный центр не удастся. А из оборота будет изъята гигантская по латвийским меркам сумма — к концу первой половины этого года в коммерческих банках были аккумулированы вклады на общую сумму 8,7 млрд. Ls.

Повышение конкурентоспособности.

Всячески поощрять приход на рынок крупных мировых игроков, создавая для них протекционистские условия: чуть ли не доплачивая за начало бизнеса или освобождая от налогообложения в первые три—пять лет работы в Латвии. Кстати, нечто похожее с успехом демонстрирует аэропорт Rīga.

Такой подход к приходящим компаниям, возможно, несправедлив с точки зрения уже имеющихся, которые добились нынешнего положения, опираясь исключительно на собственные силы, — во многом вопреки, а не благодаря государству. Но что делать — инфляция требует жертв.

Повышение подоходного налога с населения с нынешних 25 до 35%.

Бизнес облагать налогами бесполезно — налоговое бремя будет моментально переложено на потребителя в виде очередного витка цен. В свою очередь налогообложение населения — это вывод денег из обращения и снижение потребительской лихорадки.

Один из вариантов — создание Фонда экономической стабильности (ФЭС), в который в принудительном порядке будет выводиться 10% заработков населения.

Тут, впрочем, может возникнуть проблема с частниками, поэтому, судя по всему, основной груз по заполнению ФЭС ляжет на бюджетников.

Пересмотр в одностороннем порядке согласованного с Брюсселем графика роста акцизов на топливо, табачные изделия и т.п.

С одной стороны, это грозит судами и штрафами, с другой — тяжбы займут не один год. Кроме того, есть надежда, что в Брюсселе примут во внимание особую латвийскую ситуацию и не станут штрафовать по максимуму.

Приглашение в Латвию малоквалифицированной и не претендующей на высокие заработки рабочей силы.

Штрейкбрехеры должны помочь сбить растущие аппетиты местных каменщиков и отделочников. Бояться того, что они останутся в Латвии навсегда, не стоит. Разобравшись в ситуации, гастарбайтеры через два-три года двинут дальше — на Запад.

Обложить дополнительными налогами предметы роскоши вроде бриллиантов и лимузинов.

Толку от этого, правда, мало, но поддержка широких слоев населения обеспечена.

Дальнейшее ужесточение сделок с недвижимостью.

Тоже довольно бессмысленное занятие, учитывая многочисленные юридические лазейки в латвийском законодательстве. Однако для удержания правительственного рейтинга после принятия непопулярного решения мера крайне полезная — народу нравится, когда начинают гонять “этих зарвавшихся спекулянтов”.


http://www.novonews.lv/news/2007/09/12/latvia/025299.html


Написать комментарий