Артис Пабрикс: ""Старые" партии должны измениться"

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Министр иностранных дел Артис Пабрикс (на снимке) в последние дни стал главным героем латвийских газет, радио и телевидения. Его решение подать в отставку с министерского поста было неожиданным, а его критические слова в адрес правительства и руководства Народной партии вызвали широчайший резонанс. С чем был связан такой резкий поворот? Что происходит внутри Народной партии? Насколько реальным является создание в Латвии новой политической силы?

Вчера «Час» побеседовал с ним в его рабочем кабинете в МИДе – Артис Пабрикс передает дела и. о. министра иностранных дел Хелене Демаковой.

«Я остался в меньшинстве…»

- Господин Пабрикс, вы считаете себя диссидентом?

- Вчера я открыл интернет-страницу Народной партии, на которой проводился опрос об отстранении от должности Алексея Лоскутова, по вопросу, ставшему главной причиной моей отставки. Итоги таковы: 82 – 85 процентов участвовавших в голосовании поддерживают мою точку зрения. Так что, с одной стороны, я не чувствую себя ни диссидентом, ни оппозиционером. Но, с другой стороны, и в голосовании правления Народной партии об исключении Айгарса Штокенбергса, и в вопросе об Алексее Лоскутове я остался в меньшинстве…

- Айгарс Штокенбергс заявил, что его исключили из рядов Народной партии за противодействие экономическим интересам Андриса Шкеле. Вы поддержали Штокенбергса. Значит ли это, что вы разделяете его точку зрения о Шкеле?

- Я не так давно работаю в активной политике на таком серьезном уровне, так что не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, каким образом реализуются те или другие экономические интересы…

Но мне совершенно ясно одно: в последнее время решения в Народной партии принимались непонятным для меня образом. Получалась парадоксальная ситуация: занимая один из высших государственных постов (министр иностранных дел – это четвертое должностное лицо страны!), я часто не принимал участия в решении важнейших вопросов. Во всяком случае, у меня создалось такое впечатление. И это заставляет меня обратиться к членам Народной партии с призывом пересмотреть стиль руководства этой политической организации. Я хотел бы видеть латвийские партии современными и европейскими.

- Вам не кажется, что отставка министра иностранных дел оставит негативное воздействие на образ Латвии?

- Негативное воздействие на образ Латвии было бы оказано в том случае, если бы я не подал в отставку… В конце концов мы должны сделать выбор – и как политики, и как люди. Конечно, жаль, что я не смог довести до конца все те дела, которые я начал в МИДе. Но в политике всегда надо считаться с тем, что может смениться правительство.

- Не будет ли из-за вашей отставки отложен визит в Ригу министра иностранных дел России?

- Мы провели очень серьезную работу для того, чтобы министр иностранных дел России Сергей Лавров приехал в Ригу. Убежден, что следующий министр иностранных дел Латвии может надеяться на встречу с российским коллегой.

- Бывший премьер Валдис Биркавс в интервью ЛНТ подчеркнул, что министры иностранных дел обычно подают в отставку из-за вопросов, связанных с внешней, а не с внутренней политикой. И назвал вашу отставку желанием навести блеск на собственный политический образ… Как бы вы прокомментировали это мнение?

- Господин Биркавс ошибается. Министр иностранных дел, как и любой другой министр, это в первую очередь политик. А политик должен быть готов принимать политические решения по всему спектру вопросов. Если бы я не подал в отставку, Латвия на внешнеполитическом уровне выглядела бы еще хуже! У этого вопроса есть и внешнеполитический, и внутриполитический аспект, поскольку события последнего времени в Латвии очень плохо влияют на образ страны.

Нас ожидает нестабильность

- Как вы прогнозируете будущее нынешнего правительства?

- Меня не интересует будущее правительства. Меня интересует будущее Латвии.

- А что ожидает Латвию?

- Латвию ожидают серьезные проблемы. В стране выросло новое поколение предпринимателей, избирателей и политиков, которые хотели бы видеть Латвию современной демократической страной. Не только по форме, но и по содержанию.

Но большая часть нашей политической элиты – при всем уважении к ее былым заслугам! – не понимает, что настало время перемен. Поэтому у нас и возник кризис ценностей в политике. Так что в ближайшее время ожидается нестабильность, но через год-два мы выйдем из этой сложной ситуации и станем чище, демократичнее.

- А может быть, выход из ситуации – это роспуск Сейма?

- Это палка о двух концах. С одной стороны, внеочередные выборы обеспечат передел поля политической власти. Но с другой – мы пошлем негативный сигнал о том, что мы нестабильная страна. Я не могу однозначно сказать, настало ли время для роспуска Сейма… Надо анализировать, как ситуация будет развиваться в ближайшие недели и месяцы. Надеюсь, что президент примет ответственное решение. Но если Сейм будет распущен, что ж, надо будет прагматично и спокойно готовиться к новым выборам…

Кому нужна еще одна партия?

- В последнее время снова много говорят о создании в Латвии новой политической партии…

- Новые партии создаются не потому, что кто-то хочет их создавать. Должны быть объективные предпосылки, и они сейчас есть. Социологические опросы свидетельствуют, что примерно 30 процентов жителей недовольны нынешними партиями. Это значит, что организаторы новой политической силы имеют все возможности попробовать и победить. Если старые партии не смогут измениться, мне будет их просто жаль…

- Вы могли бы присоединиться к новой партии?

- Я вижу себя в составе современной европейской демократической партии. А новая она или старая – это уже второй вопрос…

- Скоро состоится съезд Народной партии. Вы собираетесь выступить на нем и высказать свою точку зрения?

- Думаю, что да. Народная партия очень долго была дисциплинированной. Иногда даже слишком дисциплинированной. И слишком доверяла своим руководителям. Партия кидала людей в бой, не думая о потерях. Я поддерживаю другую тактику ведения кампаний: когда знающие, образованные офицеры думают и о солдатах. Народная партия должна выбрать – продолжить путь к самоуничтожению или измениться. И я не вижу ничего ужасного в том, что политики и партии признают свои ошибки. Главное – суметь вовремя их исправить…

- Вы собираетесь восстановить мандат депутата Сейма. Скоро в парламенте предстоят важнейшие голосования – об отставке Алексея Лоскутова и о государственном бюджете. Как вы будете голосовать?

- Я не могу поддержать отставку Лоскутова. Бюджет следующего года очень важен, учитывая сложность экономической ситуации в Латвии, регионе и во всем мире. И поэтому я смогу поддержать только тот бюджет, который поможет сократить инфляцию и выведет страну из возможного кризиса. Не надо, чтобы политический кризис в Латвии совпал с экономическим.

- Если оппозиция снова потребует отставки правительства Айгарса Калвитиса, вы поддержите эту инициативу?

- Я как член Народной партии, наверное, не смогу поддержать выражение недоверия правительству. Тогда надо уходить из партии…

- А не будет ли вам скучно после напряженной работы министра заседать в Сейме?

- Последние три-четыре года в огромном темпе. И, конечно же, переход на более спокойный темп может вызвать и психологические, и практические проблемы. Но ничего не поделаешь, такова жизнь…


Написать комментарий