Артис Пабрикс: «Влияние России растет во всем мире»

Фото Романа Кокшарова.
Фото Романа Кокшарова.
Экс-министр иностранных дел Латвии, а ныне независимый депутат Сейма Артис Пабрикс (на снимке) считает, что Россия возвращает утерянное влияние на постсоветском пространстве, и полагает, что дружить с этой страной лучше, чем враждовать. Но дружить с Россией, по мнению Пабрикса, надо грамотно и без самопожертвования.

Чего ждать от Медведева?

- Если президентом России станет Дмитрий Медведев, это отразится на латвийско-российских отношениях?

- То, что Медведев станет президентом России, мне кажется, уже решено. Других вариантов я не вижу. Мне трудно судить о господине Медведеве, поскольку пока не ясно, захочет ли он и сможет ли проводить самостоятельную политику.

Он преемник Путина, и, вероятно, за ним стоят те же люди, что и за действующим президентом России. Нельзя исключать, что на него будет оказываться давление. То, как Медведев ведет себя сейчас, его выступления, мне очень напоминают действия нынешнего президента Владимира Путина. Наверно, Путин для Медведева идеал.

- Как, на ваш взгляд, Путин и Медведев собираются делить власть в государстве. Не де-юре, а де-факто: кто станет доминирующей фигурой в России?

- Теоретически есть три варианта развития событий. Первый: главным становится Медведев, Путин уходит в тень. Второй: Путин остается лидером при формальном президенте. И третий вариант: они попытаются разделить власть. Такого в России до сих пор не было, поэтому трудно предполагать, что из этого получится. Но тут следует учитывать такой момент: когда человек становится президентом, он часто пытается проводить свою политику. Вопрос лишь в том, сумеет ли он это сделать и позволят ли ему.

Обойдемся без символических визитов

- Вы были против того, чтобы президент Латвии Валдис Затлерс встречался с Владимиром Путиным…

- Я не говорил, что не надо встречаться с Путиным. Мое мнение таково: символические визиты не нужны. Визит президента Латвии в Россию или президента России в Латвию должен быть осуществлен тогда, когда мы сможем извлечь из этого реальную пользу. Например, заключить договор. Встречаться “просто так” главы государств могут и в других местах – на конференциях или совещаниях. Проанализировав эти обстоятельства, я и сделал вывод, что Затлерсу лучше встречаться с Медведевым, а не с Путиным.

- Сейчас уже начали говорить о похолодании в отношениях между Латвией и Россией. Мол, договор о границе подписали, министра иностранных дел России в Риге встретили, нужно и меру знать… Так что, мы больше с Россией не дружим?

- Дружба – слово в данной ситуации не совсем подходящее. Дружить мы хотим со всеми. И я ничего не имею против того, чтобы наши отношения с большим восточным соседом были дружескими. Но необходимо соблюдать баланс. Действия правительства Калвитиса в отношении России последние месяцы своего существования людям не очень-то нравились. Было такое ощущение, что правительство Латвии в переговорах с Россией – в частности, об энергетике – отчасти пренебрегало своими интересами. Этого мы делать не должны!

Конечно, каждое государство хочет получить выгоду для себя. И то, что российская дипломатия работает в этом направлении, нормально. Наша задача – делать то же самое.

Россия усиливает влияние

- Сейчас много говорят о том, что Россия возвращает утерянное после развала СССР влияние на постсоветском пространстве, в том числе и в странах Балтии, о том, что в нашем регионе схлестнулись интересы Москвы и Вашингтона. Вы ощущаете увеличение российской мощи или разговоры об этом преувеличены?

- То, что влияние России в мире и Европе увеличивается, это факт, который не вызывает сомнений. Даже наблюдая за ситуацией в Сербии, мы ощущаем это.

Мировая экономика благоприятна для России: цены на энергоресурсы позволяют этой стране осуществлять экономическую политику в отношении европейских стран исходя из своих интересов. Для Латвии очень важно не быть зависимым от одного государства и одного поставщика энергоресурсов. Со временем все может измениться: ведь цены на ресурсы непостоянны.

Косово: не идеальный сценарий

- На днях председатель комиссии Сейма по иностранным делам Андрис Берзиньш высказал мнение, что провозглашение независимости Косово было единственной возможностью стабилизировать ситуацию в регионе. Вы с этим согласны?

- Я согласен с господином Берзиньшем в том смысле, что вопрос Косово очень долго обсуждался в мире на всех уровнях. Провозглашение независимости края – далеко не идеальный выход из положении.

В наших интересах, чтобы на всей территории Балкан – не только в Косово, но и в Боснии и Герцеговине, была стабильность, которая бы способствовала процветанию. Другого выхода, кроме как отрегулировать “уход” Косово от Сербии, у мирового сообщества не было.

Независимость края совсем не похожа на независимость Латвии. Косово еще долгое время будет под опекой ООН и европейских организаций. Если бы Сербии и Косово удалось найти лучший выход из ситуации, никто бы не возражал против этого. Но, увы, этого не случилось…

- А как быть с теми непровозглашенными государствами, которые уже заявили о том, что тоже хотят стать независимыми…

- Многие будут стараться использовать это как прецедент. Но мировое сообщество не считает независимость Косово прецедентом. Косово более 10 лет опекало ООН – ни в одном другом месте такого не было. И было ясно, что рано или поздно ситуацию с краем придется решать. Что касается Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, Земли Басков в Испании, конечно, они попытаются использовать косовский сценарий, но вряд ли у них что-то получится…


Написать комментарий