Как нищий у входа во дворец 1

Недавнее сообщение в прессе: учителя Литвы высказали протест правительству по поводу того, что привлечение европейских денег для реновации школ позволило создать в республике школы-дворцы, а учителя же до сих пор влачат жалкое существование, получая мизерную зарплату. Пример Литвы -- это реальность для всех стран Балтии, которые до сих пор не могут решить вопрос благосостояния учителей во всех сферах их деятельности.

Достойной зарплаты за труд наши педагоги так и не добились, хотя и выходили не раз в пикеты. Обещанные добавки к зарплатам съела инфляция и учителя в Латвии остались при своих деньгах, которые обесценились в период той же инфляции. Можно смело утверждать, что учителя пострадали дважды, ибо добавки не сказались на их жизненном уровне, а зарплаты так и не стали европейскими, хотя бы на четверть.

Журналист “Динабург вести” побеседовал на эту тему с опытным педагогом, директором школы Имантом Мелдерисом.

— Господин Мелдерис, ваш взгляд на проблему, когда школы приобретают цивилизованный европейский дизайн, а учителя выглядят в этих дворцах как-то ущербно.

— Европе надо сказать спасибо, что она приняла такое горячее участие в реновации школ по нашим проектам и вложила в это дело деньги. Но проекты еще надо написать. Слава Богу, что нашим учителям и администрации это удалось. А дальше все идет как в том анекдоте про коммунизм, когда вожак объявил, что в пути к новому обществу кормить никого не обещали. Так и у нас, ведь европейские деньги предназначены именно для реновации школ и ни сантима на зарплату учителям. Дело в том, что зарплата учителей определена из бюджета государства и равномерно распространяется по местным самоуправлениям. Профсоюзы учителей неоднократно обращались в Кабинет Министров с просьбами о повышении зарплат. Были обещания, но затем и сам Кабинет Министров приказал долго жить. Неужели все надо начинать сначала?

— Не похоже ли это на то, что профсоюз учителей занимает соглашательскую позицию, выдвигая не требования, а просьбы правительству?

- Нам всем нужно учиться демократии у того же Запада или, более точно, у Евросоюза. Латвия - это демократическое государство, но за свои права нужно бороться и убеждать правительство, что они держат штурвал и ведут “судно” неправильным курсом. Почему-то в Европе всегда находят компромисс между любыми слоями населения путем переговоров. Я уверен, что это возможно и у нас. Мне приходилось беседовать с руководителями профсоюзов западных стран, с которыми считаются и в правительстве, и в обществе. Что нужно сделать нашим профсоюзам? Прежде всего, учиться у западных коллег, вырабатывать стратегию и тактику. Профсоюз — это постоянная борьба за интересы тех же учителей. Я могу согласиться, что у нашего профсоюза есть некоторые элементы нерешительности, но у них нет и такого опыта как у западных коллег. Ведь некоторые профсоюзы на Западе имеют солидный возраст до ста и более лет, они имеют солидные денежные накопления, чтобы поддержать коллег даже в период забастовки, чтобы никто не пострадал материально. С такой силой считаются предприниматели и правительство, идут на уступки. Что это я заговорил как профсоюзный лидер, еще изберут председателем и заставят работать на благо учителей (улыбается).

Справка

“Имант Мелдерис начинал путь в педагогику с преподавательской должности учителя физики и математики. Многие годы работал государственным инспектором Министерства образования в городе Даугавпилсе и районе. В настоящее время является директором Раудского специнтерната в Даугавпилсском районе”.

— И все же западным учителям живется более вольготно и зарплаты у них такие, которые нашим учителям и не снились. Некоторые профсоюзы даже имеют свои дома отдыха и санатории. Это так?

— Для этого нужно много работать. Я согласен с тем, что за здоровьем учителей нужно следить. Если кому-то удается вырвать путевку в Яункемери, то это целый праздник. Я приведу один пример, что происходит с учителем, особенно с женщинами за 20-30 лет работы. Представьте себе, что эта миловидная женщина целый день на ногах, а на урок не наденешь туфли в виде лаптей. Учитель всегда на виду и не может выглядеть как “синий чулок”: в зачуханной кофте, юбке до пола и обуви “прощай молодость”. Учитель как и артист на сцене должен быть в образе учителя, иметь достойный вид. Ученик всегда чувствует эту планку, которую не он устанавливал. Это, можно сказать, психологический прием, может быть, даже некоторая маска, которая защищает учителя от повседневности. Каков результат этих приемов? Многие учителя нуждаются в отдыхе и лечении в санаториях, но не каждый может это себе позволить. На Западе все гораздо проще, когда эти заботы берет на себя профсоюз. Да, тамошние учителя оплачивают взносы не чета нашим, но зато какая отдача! У нас же получается порочный круг, когда учитель по меркам Европы имеет нищенскую зарплату и не может создать достойный профсоюз.

— А почему Министерство образования не может организовать лечение и отдых учителей на должном уровне?

- Для этих целей нужны дополнительные средства, которые никто пока не даст. В коридорах министерства были некоторые проекты, но они так и лежат под сукном. С другой стороны, министерство могло бы добиться ежегодных сумм для оплаты лечения учителей со стажем, ведь не секрет, что педагогический состав учителей в школах не молодеет. Сейчас наше министерство занято другой проблемой после проверки Госконтроля - ликвидацией последствий самой проверки. Я думаю, что вскоре в министерстве будут вынуждены всерьез заняться этой проблемой.

- Учителя не раз предлагали, чтобы их работу оценивали по совершенно другим критериям - это стаж работы, карьерный рост, ученая степень или хотя бы звание “Педагог года”. Что делается в этой области, ведь порой учитель пришел в школу учителем и ушел на пенсию таким же учителем, а ведь можно было присваивать учителю какое-то звание после 10-20-30 лет работы с материальной премией в размере нескольких окладов. В некоторых министерствах такое практикуется не в единичных случаях. Чем хуже учитель?

- Как директор я за это двумя руками, но мы вновь вернемся к профсоюзам, которые и должны заниматься этими делами. Я не помню случая, чтобы профсоюз напрямую обратился по этим вопросам в министерство. Да, пришлось бы эту идею пробивать и не раз, может быть, даже обратиться к президенту. У меня, как у директора руки, образно говоря, связаны, но я считаю, что каждая идея должна иметь реальную основу и здравый смысл. Под лежачий камень и вода не течет. Я заметил некую тенденцию, что работа профсоюза иногда носит циклический характер и не имеет стержневой основы. Так было и с пикетами - вышли на пикет, а затем длительный молчок до следующего раза.

Я прекрасно понимаю нужды наших педагогов, которые работают с детьми-инвалидами, некоторые из них с психическими расстройствами. Доплата за так называемую вредность мизерная. Я тоже хочу, чтобы мои коллеги не жаловались, что у них не хватает денег на оплату коммунальных услуг, или у них квартира не отвечает современным требованиям. Интеллигентный человек, а учитель таковым и является, должен иметь в полном объеме газеты, журналы, методическую литературу, компьютер. Я считаю, что государство должно в полной мере инвестировать деньги в образование только потому, что мы, учителя, готовим базу будущего государства. А эта работа должна быть хорошо оплачиваемая. Иначе — это тупик, из которого мы долго не выйдем.

Павел Коршенков

20.03.2008 , 08:35

"Динабург Вести"


Написать комментарий

Спасибо Вам за отношение к учителю