Привет от братцев кроликов

Кажется, скоро сам станешь дипломированным теплотехником - без карандаша уже не разобраться с приходящими в почтовый ящик счетами. Не квитки - головоломки! Чем на улице теплее, тем больше счет!

Ощущение, что они там, в Думе, просто веселятся! Ставят ставки, экспериментируют: “смогёт” платить народ или помрёт? Натурально – затейники, месяца не проходит, чтобы Совет “Теплосетей” не выкинул очередной фортель! Только наметился конец отопительного сезона – новая идея: обязать население платить за обогрев летом! За обогрев чего? Для начала, говорят, ванной комнаты. О полотенцесушителях вспомнили! Оказывается, мы, граждане, пеленки на халяву сушим!

Приросту населения нет, народ одни церковные праздники – и те на кладбищах празднует; а раз так, никто не “плодоносит”, – чего зазря такой быт обогревать! И чтоб, упаси, не менялось вечно “праздничное” настроение, укрепляя дух народа на его тернистом, но святом пути, Daugavpils siltumtikli (DS) решило ввести в расчетных квитанциях дополнительную графу – плату за циркуляцию горячей воды! Как отметил на очередном пресс-брифинге “Динабургу” главный “затейник” Совета DS вице-мэр  Янис Лачплесис, первые платежи за циркуляцию появятся уже в июне. Не смешно. И суммы совсем несмешные – до десяти латов в месяц! Может, рассудил с коллегами г-н Лачплесис, “летняя” десятка на фоне зимних счетов – уж не такие и деньги? Скорее всего. Дорогу осилит идущий. Все там будем. Главное – не менять “празднично” выбранное направление…

Мэра “из розетки” не выключишь

Но хватит лирики. Собственно, газету уже лихорадит от звонков. “Какая такая циркуляция?.. Сколько можно над нами экспериментировать?.. Смысл жизни превращается в оплату счетов…”

За такими раздумьями журналист и столкнулся в кафе с известным в городе господином Сергеем Степановым.

- Какая-то беспредельная тоска охватывает организм, уважаемый Сергей Аркадьевич, — вместо приветствия запел Лазаря журналист, — после осмысления потуг наших вице-мэров, изо всех сил стремящихся обустроить народный быт за счет этого самого народа. Сил, бедолаги, не жалеют — скоро все по миру пойдем. Один в прошлом году пыжился — все “нераспределенку” хотел на людей навесить. В этом году другой разошелся! Что им всем надо? Чего они у себя дома не экспериментируют?

- Вот уж новость, – немедля включился в беседу гость. – Для того, чтобы что-то делать, желательно иметь о предмете хоть какое-то представление. А его-то как раз и нет. “Поэкспериментировал” г-н Лачплесис с квотами – и ничего. Дальше экспериментирует. Одно слово – безнаказанность!

- Кстати, о безнаказанности. Г-н Мирский в интервью “Динабургу” пару недель назад заявил, что, стань он мэром, тут же произведет, цитирую, “реформирование исполнительных органов власти”.

- Работа мэра в Даугавпилсе – дело неблагодарное. Нынешняя ситуация – тому лишнее подтверждение. Мэр – заложник деятельности местных политиканов. На гребне этой волны и рулит непрофессионализм и узколобость. Что касается г-на Мирского и иже с ним наших депутатов Сейма, то возникает вопрос: а где они сейчас есть? Какой смысл было год назад создавать так называемую Латгальскую группу в Сейме? Почему они все желают прийти — и потом навести порядок? Они сейчас переживают за Даугавпилс или копят в себе это чувство “на потом”? Или они нас любят, как зайчиков?

- “Я люблю тебя, зая” – хорошая песенка. Чего вы все к ней привязались?

- Кому нравится, пускай, на здоровье, слушает. Радио можно выключить, мэра “из розетки” не выключишь! На эстраде г-н Мирский профессионал, я согласен с изречением: хочешь быть хорошим певцом – будь им! Только не надо песен о том, какие тут, в Даугавпилсе, все глупые.

Кто за кого “циркулирует”

- Так что же, уважаемый Сергей Аркадьевич, это за напасть такая – слово “циркуляция”? Отчего такое дорогое? Пользуюсь случаем: грешно не спросить. Народ ропщет, все телефоны разбили.

- Чтобы получить в доме горячую воду, должно прийти тепло через скоростник-подогреватель (в простонародье – теплообменник). Домовые счетчики – тепло учитывают и потому расчет прост: количество кубов, стоимость – все известно. Проходя по трубам, вода остывает, но остается достаточно горячей. Выбирая номинальную для себя температуру, вы просто увеличиваете количество горячей воды, за которую потом по счетчику платите.

- Давайте еще раз, буквально на пальцах. Из практики известно: чем доходчивее изложено в газете, тем меньше потом вопросов. Итак, человек моется в душе. Если кран горячей воды подает очень горячую воду, то для создания комфортной температуры ее нужно немного. Если вода просто тепленькая, кран будет полностью открыт. Вопрос в том, насколько горячая вода на самом деле горячая? Но в любом случае (по счетчику: больше или меньше), но мы платим.

- Совершенно верно. Потребителю, чтобы меньше платить, нужна максимально горячая вода. Этот же момент, как мы говорили, напрямую зависит от скоростника-подогревателя, которые нужно менять каждые семь лет.

- Итак, чем более в запущенном состоянии находится скоростник-подогреватель, тем больше приходится открывать кран горячей воды. Другими словами, самому устраивать эту самую циркуляцию. Но опять же за свой счет. Грубо говоря, выигрывает тот, кто поздно встает – за него соседи уже “проциркулировали”.

- Верно. Единственно правильный и, кстати, самый дешевый выход, поменять скоростник-подогреватель. Ситуация очевидна: он засорен, не отдает нужного количества тепла. Чтобы отдавал, нужна постоянная циркуляция. Вот эту принудительную циркуляцию, по принципу: пришел, увидел, натворил, – нам и устроили наши вице-мэры из “Теплосетей”. Установили циркуляционные насосы. Гоняя через скоростник-подогреватель воду по кругу, насос дает возможность поддерживать приемлемую температуру.

- Можно вставать пораньше.

- Можно.

Старый новый отопительный прибор

- Итак, насосы гудят, но работают. Мы сливаем меньше воды, экономим. Насосы берут электроэнергию, дополнительной платы никто не требует – стоимость электроэнергии входит в тариф. Кстати, в тариф, как я понимаю, также входит и плата за использование в ванных полотенцесушителей. Все довольны.

- Опять все верно. Только тариф рассчитывается на зимний период. А кто теперь должен оплачивать работу циркуляционных насосов летом?

- Кто?

- Вы! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Работа насоса – такая же услуга.

- Больше похоже на медвежью услугу.

- Просто летом полотенцесушитель работает как отдельный отопительный прибор. Но он ра-бо-та-ет! За горячую воду вы ведь продолжаете платить.

- Это цинично. Какая-то навязанная услуга: ведь можно было просто поменять скоростник-подогреватель? Когда устанавливали насосы, никто не предупреждал…

- Цинично или логично – это уже лирика. Факт есть факт. Согласился поставить насос – плати!

- Но ведь это надо додуматься: вместо того, чтобы поменять одну деталь, ставят новую, но ведь так можно до бесконечности. Можно забить подвал космической техникой, где один аппарат питает другой, более современный. Затем, в одночасье, все рухнет – главная причина все равно не устранена! Ведь очевидно, что во главе угла должны стоять современные теплоузлы! У нас их собираются ставить, но в конце!

- Кстати сказать, потери можно уменьшить, например, изолируя трубы в подвалах. Но, зная подходы наших вице-мэров, – аналогичная ситуация была в прошлом году с “неучтенкой”, – Лачплесис пойдет по пути коллеги Толмачева: “Никуда не денетесь, все равно будете платить”.

- Г-н Лачплесис уже озвучил эту мысль: пообещал взимать плату даже в случае отключения полотенцесушителей. Где “надо”, там все продумано. Подводя черту, можно констатировать, что летом за горячую воду горожанам придется платить дважды: по счетчику и некоему тарифу! Воистину, наши вице-мэры – уникально сладкая парочка!

- И никакой высшей математики, примитивная арифметика. Просто стоит изначальная задача: сделать, но не как правильно и людям выгодно, а как себе любимому сегодня выгодно! А всему виной непрофессионализм, и наше терпение. Мы сами позволяем власти делать из себя подопытных кроликов! И отношение к нам при такой нашей жизненной позиции само не изменится. Ну, придет, допустим, к власти г-н Мирский – и что?

- Что?

- Будем платить под музыку… Открываешь кран, а оттуда, вместо воды: “Я люблю тебя, зая!” В квитанции напишут: “Музыкальная услуга”.

- Ну, это уже слишком…

Роман САМАРИН

P.S. По мнению редакции, точка зрения г-на Степанова только частично разъясняет проблему. Г-н Лачплесис “со своими” полотенцесушителями только наводит тень на плетень – подменяет очевидное техническое решение, присущими ему разглагольствованиями. Абсолютно понятно, что все дело в системе учета и расчета потребленной горячей воды. Единственно же законный порядок расчета за подогрев воды должен осуществляться по домовому счетчику тепла. Тема требует продолжения.

27.03.2008 , 08:57

"Динабург Вести"


Написать комментарий