Кража в KNABе

По нашей информации, отстраненный от работы главный специалист Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Янис Имша, подозреваемый в растрате средств, мог потратить деньги на туристические поездки (порядка 20 000 латов, или около трети общей суммы “пропавших денег”).

Оперативник потратил 20 000 латов на турпоездки?

Начнем с официальных новостей: вчера Генеральный прокурор Янис Майзитис допустил вслух возможность ухода с поста начальника KNABа Алексея Лоскутова.

Выйдя к прессе с закрытого заседания Кабинета министров, г-н Майзитис отказался раскрывать подробности обсуждения. Отметил лишь следующее: “Если в прошлом году фактов исчезновения денег не было констатировано, то сейчас сложилась другая ситуация”.

Раскрытое присвоение денег – тяжелое правонарушение, заявил прокурор. Его будет оценивать Генпрокуратура. А вот Алексею Лоскутову предстоит самому решить вопрос – оставаться на своем посту или подавать в отставку.

Руководитель бюро, впрочем, незадолго до заявления Майзитиса сообщил, что “пока об отставке не думает, поскольку для него важнее стабильность работы KNABa”.

- Я хочу, чтобы работники могли продолжать работать, – пояснил г-н Лоскутов.

Неофициально: на что тратились деньги

Тем временем, по нашей неофициальной информации, ситуация в этом деле сейчас следующая: одна из фигуранток скандала, отстраненная начальница отдела по обеспечению режима секретности KNAB Индра Вейпа, свою вину в присвоении и растрате средств напрочь отрицает. В отличие от второго фигуранта – оперативника, главного специалиста бюро Яниса Имши.

Что касается г-на Имши, то, как нам стало известно, ему в итоге могут вменить около трети пропавшей суммы – порядка 20 000 латов. Деньги, вероятно, были потрачены на туристические поездки по странам мира.

…Отметим, что согласно декларации Яниса Имши он – человек достаточно скромных запросов. Квартиры у него в собственности нет, земли тоже. Единственное имущество, занесенное в декларацию за 2007 год, – Honda CR-V 2005 года выпуска. Она же – единственное приобретение, указанное в графе “долговые обязательства”: машина взята за 9448 латов в лизинг.

У г-на Имши имеются жена и двое детей.

Адвокат г-на Имши Ивета Виетниеце сообщила нам:

- Сейчас, поскольку обвинение еще не выдвинуто, моему клиенту формально вменяется вся сумма, пропавшая в бюро. Однако в будущем ситуация может измениться. Сейчас я не могу прогнозировать, к примеру, не окажутся ли в статусе подозреваемых еще какие-нибудь работники бюро.

Скандальный нюанс

И еще: согласно тем же неофициальным источникам, именно к деятельности г-на Имши могли быть адресованы претензии Госконтроля по поводу расхода оперативных средств, озвученные в прошлом году.

Напомним: в сентябре 2007 года Лоскутов был отстранен тогдашним премьером Айгарсом Калвитисом – “на основании результатов ревизии Госконтроля, которая выявила нарушения в бухучете и расходовании оперативных финансовых средств”.

Однако целый ряд известных в обществе лиц выступил против увольнения Лоскутова. Дошло до стояния нескольких тысяч протестантов под дождем у Сейма (позже это было названо “зонтичной революцией”). “Непонимание” по поводу отстранения Лоскутова выразили и в ряде посольств. В итоге правительство отозвало решение Калвитиса. Итог: Лоскутов получил выговор и возобновил выполнение своих обязанностей, а Калвитис с поста ушел.

В ноябре правительство по поручению Сейма сформировало новую комиссию для оценки допущенных БПБК нарушений, назначив ее председателем прокурора Усане. Комиссия отрапортовала: все нарушения устранены.

…В общем, версия насчет “оперативных средств Имши” логично объясняет, почему руководство KNAB сегодня так болезненно переживает случившееся.

“Деньги – оперативные и отмывочные”

…Вчера же Latvijas Avize cообщила: обвинения кнабовцам Индре Вейпе и Янису Имше могут быть предъявлены уже через месяц.

По информации издания, сумма пропавших в бюро “обыскных” денег не такая уж большая, как ранее говорилось – всего 60 000 латов (или порядка 150 000 долларов).

Дело ведет прокурор Велта Залюксне – традиционный “прокурор по делам KNABa”, поддерживавшая обвинение на многих процессах, начатых Бюро. Правда, ранее ей, кажется, не приходилось обвинять самих работников KNAB.

По словам г-жи Залюксне, пропавшие деньги не имеют отношения к сумме, изъятой в доме Инары Вилкасте. Они также не были вложены в недвижимость. Правда в том, что большая часть этих средств изъята в ходе некого “процесса об отмывке”. Какого – г-жа Залюксне пока в интересах следствия не уточняет.

Уголовно-родственный нюанс

Тем временем “круги на воде” от кнабовского скандала расходятся все шире. Так, обсуждается такая забавная история: известный в криминальных кругах Рено Имша в свое время тоже хвастался сокамерникам о том, что приходится г-ну Имше родственником.

Немного о “родственнике”: в 80-х годах он состоял в “Румбульской группировке”, спекулировавшей автомобилями. К моменту задержания на ней было 135 эпизодов. В том числе такой: в 1993 году члены группировки Элмар Липше, Рено Имша и Марек Цецхладзе (известный также как Цеце) похитили бизнесмена, увезли его в заброшенный дом и там всячески “воздействовали”. Они попали в Центральную тюрьму, но еще до суда куда-то оттуда пропали.

В 1998 году г-н Липше, правда, явился в суд, и судья Талере (ныне осужденная за взятку) приговорила его к условному сроку. Вскоре, в 1999 году, явился в суд Имша. Он, правда, условным наказанием уже не отделался.

…Отметим, что в официальной декларации Яниса Имши родственник Рено не значится.


Написать комментарий