Пенсионеры просили достойной старости

В ответ на речь министра благосостояния о проделанной ею работе даугавпилсские пенсионеры и инвалиды взывали к совести политиков и молили о жизни над чертой бедности.

К визиту министра благосостояния Иветы Пурне даугавпилсские пенсионеры и инвалиды готовились за несколько недель, горячо обсуждая между собой наболевшие проблемы. В назначенный день конференц-зал думы стал стремительно наполняться участниками дискуссии. Многие приходили группами – более сильные помогали передвигаться слабым. Расстояние и ступеньки не стали препятствием ни для старых людей, ни для инвалидов по зрению или с нарушениями опорно-двигательной системы. Все хотели прийти и услышать лично, когда же наконец на пенсию в этом государстве можно будет жить, питаться и следить за собственным здоровьем? Когда воздастся по заслугам тем, кто всю свою жизнь посвятил работе на благо своих соотечественников, и когда получат реальную поддержку те, кто не может полноценно участвовать в общественной жизни? Министр изо всех сил попыталась изначально настроить присутствующих на позитивный лад.

ПОХВАЛЫ НЕ ДОЖДАЛИСЬ

Ивета Пурне начала выступление с результатов своего полугодового пребывания на посту министра благосостояния. Так как социальный бюджет, в отличие от государственного, с начала этого года выполняется лучше, чем ожидалось, Пурне почувствовала себя вправе просить премьера Годманиса об улучшении уровня жизни пенсионеров, хоть и постепенном. Результатом рисования схем и графиков за столом с премьером, а также горячих дискуссий стало то, с чем Ивета Пурне приехала поделиться с даугавпилсскими пенсионерами.

Во-первых, во время первоапрельской индексации пенсий уровень, до которого производился перерасчет, был повышен со 135 латов до 150. Надо заметить, что пенсию, не превышающую 150 латов, получает абсолютное большинство пенсионеров Латвии. Так что основная их часть получила пенсию за апрель в среднем на 10-12 латов больше, чем в прошлом месяце. При расчете индексации применяется процент инфляции за последние шесть месяцев.

Во-вторых, вторая индексация, которая затрагивает пенсии размером до 225 латов и производится 1 октября, по прогнозам министерства, увеличит их еще на 13-14 латов. Это произойдет опять же за счет инфляции с апреля по сентябрь.

В-третьих, что касается прибавки за рабочий стаж до 1996 года в количестве 19 сантимов за каждый год, с 1 июня этого года прибавка составит 40 сантимов за год. Мало того, если раньше прибавку получали только те, чей рабочий стаж составлял 30 и более лет, теперь это ограничение будет снято и пенсионеры, чья пенсия не превышает 225 латов, получат по 40 сантимов за каждый год рабочего стажа, начисленного до 1996 года.

Говоря о планах на будущее, Ивета Пурне заверила присутствующих, что уже в следующем году она будет добиваться прибавки за каждый год стажа в размере 1 лата, а также постарается сделать так, чтобы были сняты все ограничения в пенсионной системе, как, например, потолок суммы пенсии, подвергаемой индексации.

Было заметно, как министр горда своей работой, однако ничем, кроме редких аплодисментов, собравшиеся пенсионеры ее не наградили и взяли слово сами.

2% ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ 200 ЛАТОВ

В Даугавпилсе и районе пенсии получают 36578 человек, при этом только у 551 человека в городе (2% от общего числа городских пенсионеров) и 101 в районе (1% от общего числа пенсионеров района) размер пенсии превышает 200 латов. 64% городских песионеров, согласно ноябрьским данным, получают пенсию в размере от 100 до 150 латов. В районе ситуация еще хуже.

Немудрено, что первым вопросом пенсионеров к госпоже министру, рассказавшей о грядущих индексациях, был: “А что это даст?”. Так уж устроена наша пенсионная система, что при индексации 2 раза в год государство как бы извиняется перед пенсионерами за то, что предыдущие полгода они еле сводили концы с концами. Ведь коэффициенты индексации высчитываются задним числом, с применением уровня инфляции, который пенсионеры вынуждены были побороть своими еще не повышенными пенсиями. А когда пенсии повышают, они буквально в тот же день становятся не способными покрыть ту инфляцию, которая имеет место в настоящий момент. Вот такой парадокс.
Собравшиеся спрашивали у министра, нельзя ли при индексации пенсий учитывать прогноз инфляции, а не устаревшие ее показатели. Ответ был отрицательным.

Особенно беззащитными оказались инвалиды, которым к пенсии по инвалидности не доплачивают за отработанный стаж – надбавка будет доступна только по достижении ими пенсионного возраста. Но как до него дожить, не имея возможности работать и стараясь хоть как-то поддерживать собственное здоровье, ни сами инвалиды, ни работники министерства ответа дать не смогли.
Так же без комментариев остался рассказ престарелого дедушки, которому в свое время без наркоза ампутировали ногу, а теперь на пособие по инвалидности, которое ему полагается, он может позволить себе влачить столь жалкое существование, что даже у социальных работников слезы наворачиваются. Причем таких историй и исковерканных судеб в стране сотни и тысячи, а социальный минимум по инвалидности с детства составляет 50 латов в месяц.

ПРИХОДИТСЯ СЧИТАТЬ КОПЕЙКИ

На недовольство собравшихся и их реальные рассказы о том, что сегодня значит для среднестатистического пенсионера поход в магазин, где приходится считать копейки и в итоге покупать самые худшие и самые необходимые продукты, работники Министерства благосостояния парировали тем, что работоспособное население не платит налогов или платит их с минимальной зарплаты. Но и пенсионерам, которые сами по себе по сути никак и не могут заставить население платить налоги, было что ответить. “Мы живем не в бочке”, – чуть не скандировала аудитория.

Сегодняшние пенсионеры, как никто другой, в курсе экономических и политических процессов в стране. “Вводите прогрессивное налогообложение!”, – предлагали собравшиеся. Простой работник тоже достоин нормального дохода и хорошей жизни – не надо сдирать с него последнее высокими налогами. Зато главы некоторых государственных предприятий вполне могли бы “отстегнуть” и побольше налоговых взносов со своих тысячных зарплат. Задающие вопросы министру ссылались на вырезки из газет и выпуски передач: ладно зарплата премьера в 30 раз больше минимальной в стране, но вот почему глава Lattelekom получает 14 тысяч в месяц, а большинство пенсионеров вынуждены жить за чертой бедности?

Пенсионеры и инвалиды прекрасно знают, что даже при нынешних доходах бюджета им бы хватило денег на нормальные пенсии, но вот госмужи предпочитают расходовать средства по-другому. И еще не забывают взимать подоходный налог с пенсионеров, чьи пенсии, по их убеждению, довольно велики.

ТАКИЕ ВСТРЕЧИ ДАЮТСЯ НЕЛЕГКО

Запланированная на час встреча с пенсионерами затянулась на два – даугавпилчане никак не хотели отпускать Ивету Пурне, не теряя надежды в конце концов быть услышанными. Министр прощалась с аудиторией в некой растерянности. Госпожа Пурне признала, что такие встречи ей даются нелегко. Уходя, она напомнила собравшимся, что занимает пост главы Министерства благосостояния всего шесть месяцев, но искренне считает: то, чего ей удалось достичь за это время, уже важно и значимо. Пурне пришла в политику “из народа”, пришла “делать работу” и старается изо всех сил. Старается для всех пенсионеров страны в общем и одной женщины пенсионного возраста в отдельности. Мама Иветы Пурне всю жизнь отработала на верфи, которой сейчас не существует, и получает пенсию не многим больше ста латов. Раньше Пурне-старшая тоже отчаянно ругала власти, но с приходом дочери в политику стала сдержаннее, так как увидела, как тяжело даются непопулярные решения, касающиеся самых незащищенных слоев общества.

Участники горячей даугавпилсской дискуссии напоследок выразили боль не только за себя, но и за всю страну: “Латвию бессовестно распродают, люди гибнут, бедствуют. Но в мире в конце концов все справедливо: кто-то страдает на этом свете, а кто-то – на том”.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

06.05.2008 , 15:25

"Сейчас"


Написать комментарий