Ищите женщину

Французы, говоря о каком-либо преступлении, советуют в качестве первопричины искать женщину. В данном судебном деле ее искать уже не надо -- пожилая женщина погибла 5 мая 2007 года на пешеходном переходе на самом оживленном перекрестке в центре города на улицах Ригас и Циетокшня. По данному факту возбуждено уголовное дело и Даугавпилсский суд 7 мая 2008 года приступил к рассмотрению дела по Уголовному закону статьи 260 части 2.

На скамье подсудимых оказался Роман К., молодой водитель, который сбил женщину на пешеходном переходе, и та скончалась на месте происшествия. В зале присутствовали: адвокат подсудимого, прокурор, потерпевшие — это сын и невестка, и ни одного свидетеля по данному делу. Два свидетеля не явились в суд, остальных нужно разыскивать, среди них имеется некая женщина-учительница и охранник магазина “Rimi”, которые были очевидцами трагедии на перекрестке.

Должен разочаровать любителей детективных романов и фильмов, когда они видят скрупулезную работу следователей, поиски свидетелей, а затем уж уголовное дело поступает в суд. Любой следователь считает позором, если его дело “рассыпалось в суде”. Судя по данному делу, оно рассыпалось сразу благодаря судье, который усмотрел в ходе процесса многие недочеты в работе дознавателей. Отсутствие же свидетелей на суде подсудимый воспринял как козырь в судебном деле “и включил” полнейшего дурака на судебном разбирательстве. Когда судья задал вопрос Роману К., помнит ли он правила дорожного движения, тот ответил, что не помнит. Зачем же он пришел в суд? Вот тут Роман К. вспомнил, что он нарушил правила дорожного движения, понимает в чем его обвиняют, но виновным себя не признал, и считает до сих пор, что пожилая женщина вышла на дорогу в неположенном месте. Эти показания занесены в протокол судебного разбирательства. Прояснить же вину подсудимого могут только свидетели.

Можно много говорить о гражданской ответственности, но свидетели понимают закон тогда, когда им приходит повестка о принудительном приводе в суд. Правовой нигилизм среди обывателей присутствует у нас во всех сферах. Когда мы научимся тому, что закон нас не только защищает, но и требует выполнять свои обязанности? Может быть, вхождение в цивилизованный Евросоюз сдвинет этот процесс в законное русло? Нет, среди юристов мне пришлось услышать мнение, что этот процесс идет крайне медленно.

Этот страшный прейскурант смерти

Пока не найдены свидетели, в суде решался вопрос о материальной компенсации потерпевшим. Невестка погибшей Татьяны Ч. заявила на суде, что на похороны пожилой женщины потрачено свыше 1600 латов и предоставила документы. Суд приобщил эти документы к делу. Сын погибшей Валдис Ч. попросил приобщить к делу документы о моральном ущербе в размере 10 000 латов. Суд также приобщил эти документы к делу. Правда, судья сразу задал вопрос: “Я не понимаю, почему 10 тысяч латов, может быть, эта некая система или прейскурант цен на смерть?”. Потерпевшая сторона пояснила, что после гибели матери остался ее муж — пенсионер. Проживая вместе, они имели две пенсии. Понятно, что в одиночку пенсионеру не выжить при нынешних тарифах на коммунальные услуги. Дети готовы помочь отцу, но почему это не сделать подсудимому, который является виновным в гибели женщины? Суд, в дальнейшем процессе обязательно учтет доводы потерпевших.

Потерпевшие ищут свидетелей

Трагедия на перекрестке произошла в мае 2007 года, а первых свидетелей отыскали к декабрю только благодаря местному телевидению, куда обратились родственники погибшей. Они и сейчас надеются, что кто-то из них откликнется до следующего заседания суда. Некоторых свидетелей родственники отыщут сами, а двое свидетелей на первое заседание не явились. Что делал дознаватель, чтобы создать и закрепить свидетельскую базу? Как рассказал журналисту Валдис Ч., следствие не особо напрягалось. Дознаватель в самый горячий момент ушел в отпуск, а затем, через некоторое время ушел либо в учебный отпуск, либо отбыл в длительную служебную командировку. Всех свидетелей родственники нашли сами. Сейчас они заняты поиском других свидетелей, которые предстанут перед судом 13 июня 2008 года. К этому времени появится и третий потерпевший — сын погибшей и муж Татьяны Ч., который сейчас находится в плавании на торговом судне.

Звоните в морг или…

Родственники погибшей рассказали на суде, а позже и журналисту, что день 5 мая 2007 года оставил в душе всех родственников глубокий след. Пожилая женщина погибла на перекрестке около 13:00. Она нигде обычно долго не задерживалась и была очень пунктуальна. Когда она не пришла домой вовремя, а такого никогда не было ранее, родственники стали серьезно беспокоиться и звонить во все больницы, хотя со здоровьем у нее серьезных проблем не было. И только к вечеру, около 20:00, в морге сообщили, что у них имеется неопознанный труп. На место происшествия выезжала дорожная полиция и машина “скорой помощи”, но никто их этих служб не удосужился сообщить родственникам о гибели близкого человека. В наше равнодушное время пожилым людям, видимо, стоит крепить к одежде бирку с указанием фамилии, адреса и персонального кода, как это делают в роддоме младенцам, чтобы не перепутать детей. Недаром отцы церкви напоминают, что человек приходит в мир нагим и уходит в мир иной таким же. Неужели в этот промежуток жизненного времени нам всем нужны опознавательные знаки? Об этом пусть подумают все живые.

Суд по поводу гибели пожилой женщины будет продолжен 13 июня 2008 года и есть надежда, что он расставит все точки в данном деле. (Фамилии подсудимого и потерпевших не указаны до окончания судебного дела и оглашения приговора).

Павел Коршенков

22.05.2008 , 17:09

"Динабург Вести"


Написать комментарий