Наша даугавпилсская американка

h3. То, что знаменитый американский художник Марк Ротко родился в ее родном городе Даугавпилсе, флейтистка Илона Кудыня узнала от своих американских друзей.

А недавно убедилась ненадолго вернувшись в город своего детства и юности, чтобы дать концерт в зале Марко Ротко в городском краеведческом музее. Повод — благотворительный фонд американских латышей подарил нашему музыкальному училищу новую флейту.

Ми бимоль мажор

На самом деле, об Илоне Кудыне уже писали даугавпилсские газеты, и не раз… Впрочем, не всякий тринадцатилетний подросток может похвастаться тем, что встречал… космонавтов на ВДНХ СССР. Дело было так: 12 апреля 1984 года в Москве проходил традиционный праздник, посвященный Дню Космонавтики. А встречать героев Космоса, среди которых был сам дублер Гагарина Герман Титов, доверили солисткам даугавпилсского ансамбля (ВИА) “Даугавиня”. Одной из этих счастливиц, что подарили космонавтам цветы, и была Илона Кудыня.

В “Даугавине”, которая пользовалась заслуженной славой среди детских вокально-инструментальных ансамблей огромного СССР, играла на флейте и пела. Занималась там практически с самого основания ансамбля. И даже вкус к музыкальным импровизациям у будущей джазовой флейтистки появился в этом детском ВИА. Детском-то, детском… Да, все было там поставлено на профессиональную основу. Под руководством талантливого музыканта и композитора Александра Рудзя, под энергичным патронажем директора Дома пионеров Героиды Богдановой (организатором такого таланта, что нынешним шоу-мэнам и не снилось…) и при поддержке руководства города, этот ансамбль гастролировал по всему бывшему Союзу, становясь лауреатом различных конкурсов (те же “Веселые нотки” — помните?) и смотров детских ВИА. "Классное было время. И первая импровизация к одной из песен — “ми бимоль мажор…” — вспоминает Илона свое детство.

Весь этот джаз

На самом деле выбора у Илоны, считай, и не было: музыка была именно ее стихией. И конкурентов у Ее Величества музыки в Илониной жизни не было. После окончания школы Илона поступает в Даугавпилсское музыкальное училище. После училища заканчивает Латвийсскую музыкальную академию. И карьера музыканта в родной стране развивалась вполне успешно. Казалось бы: что еще надо — живи и наслаждайся, но… У замечательной флейтистки нашей страны была мечта. Она мечтала учиться, пожалуй, в одном из самых престижных музыкальных колледжей мира — в Беркли!

Но для начала, в поисках профессионального роста она училась в Англии, Дании, Голландии. А вот в Финляндии наконец-то осуществила свое желание: "В Хельсинки я участвовала в конкурсе стипендий на учебу в музыкальном колледже Беркли, что находится в США, в штате Массачусетс, в городе Бостон. Это очень креативное место обучения. Здесь можно совершенствовать мастерство музыканта не только в классическом стиле, но и в очень-очень многих музыкальных стилях. В принципе, Беркли — это самая большая джазовая школа в Штатах! Там звучит джаз с самого раннего утра до позднего вечера. Множество литературы, посвященной джазу, гармонии джаза… Но при этом здесь правит балом не только джаз — в Беркли играют и рок-музыку, пишутся различные аранжировки современной популярной музыки. Это — фантастическая школа! Конечно, каждый идет в Беркли уже с каким-то багажом. В моем случае, у меня был огромный классический багаж. И “Даугавиня”… Я точно знала, какие навыки хотелось приобрести, обучаясь в Беркли. Я ехала учиться именно джазу!"

Жизнь с… нуля

Так в 2001-м году Илона Кудыня взяла билет на самолет и улетела за исполнением мечты … в Америку. И получила свой диплом в 2003-м году. “Чтобы попасть в Беркли нужно было выдержать очень большой конкурс. Контингент тех, кто там учится, весьма общирен — это музыканты со всего мира. Своих учеников преподаватели Беркли ищут буквально по всему миру. Прослушивают сотни, сотни претендентов… В Беркли 42% учащихся — это иностранные студенты. Что касается Америки, то она меня потрясла. Америка — это Америка!..” — рассказывает Илона.

Сами представьте себе те чувства, что она испытывала, когда впервые сошла по трапу самолета на американскую землю. У нее там не было ни родственников, ни друзей… “У меня был номер Дженет Лоусен, джазовой певицы. Мы как-то с ней пересекались по музыкальным делам — она обучает джазу в Саулкрасте и Огре… Английский знала так, как и все, после советской школы… А уж юмора американского (он у них саркастический) совсем не понимала. Да, очень многое там зависит от юмора. Это для меня важно. Прошло немало времени, чтобы я начала смеяться над тем, что смешно американцам. Конкретней скажу так — только в последние годы я стала лучше чувствовать американскую шутку, а вместе с ней и американцев… Их юмор — это и есть самый настоящий культурный шок!”

Что поддерживало в новых условиях, в новой стране, с таким незнакомым юмором — учеба в такой фантастической музыкальной школе, как Беркли. “Это был для меня настоящий дом. И я начала все заново. Вот я — Илона… Я играю на флейте… на тот период мне было тридцать лет. чтобы осуществить свою мечту я оставила привычную среду, привычную работу, семью… Собрала небольшой чемоданчик, поехала и начала все с нуля!”

И кругом — музыка

Постепенно сложился новый круг знакомых и друзей, уже американцев… “Все важные люди в моей жизни, в принципе, появляются благодаря музыке. Например, со своим адвокатом я познакомилась, когда давала ей уроки игры на флейте. Да, да. Ей интересно… Она, адвокат, обучалась у меня игре на флейте. Думаю, это мой стиль жизни!” — признается Илона. В самом деле шутка, что у каждого американца должен быть свой терапевт и свой адвокат, вовсе не шутка, а насущная необходимость. “Я очень хорошо выучила легальную сторону проживания в США. И в этом мне помогает мой адвокат. Я учусь в Америке не только музыке, но и тому, как легально и без проблем проживать в этой заокеанской стране. Ведь это совершенно чужая страна. Нужно приложить немалые усилия, чтобы понять КАК эта система работает”.

Что будет с Илоной дальше? Сейчас она живет в Америке. Ее статус — свободный художник. Она участвует в различных музыкальных проектах, преподает музыку американцам, принимает участие в деятельности латышской организации “Балтийско-Американская ассоциация”. жизнь в Америке Илона сравнивает с бушующим океаном — ты не можешь все спрогнозировать. Конечно, есть какие-то планы и проекты… Пусть они сложатся! Хочет ли она остаться в Америке навсегда? На этот вопрос Илона отвечает, что скорее ДА, чем НЕТ.

Мой второй ДОМ

“Я как раз нахожусь на таком временном промежутке… Третий год, пятый — тут накатывает на тебя ностальгия… Думаешь, а может вернуться?! В США я живу уже седьмой год. Склоняюсь к тому, что хочу остаться там. Главное, чтобы энергии хватало. Конечно, жить в Америке тяжело. Но так хочется, чтобы она стала мне настоящим домом. Эта страна, конечно, меня поменяла. Так выходит, что ты там сам себя лучше узнаешь! Тебе нужно разбираться в психологии, стать более толерантным. Америка очень многонациональна и каждый со своей культурой, которую нужно уважать — идешь на ужин в японский ресторан и при входе сразу снимаешь тапочки (знаешь, что тут так принято!)” — признается Илона, все же называя Америку сумасшедшей страной, но “сумасшедшей” в хорошем смысле…

“Свободы здесь, действительно, больше. Внутренней свободы… Но и ответственности — нужно соблюдать законы. Могу сказать одно — за то время, что я прожила в Америке, я приобрела такие личностные качества, что для меня теперь мало что может быть сюрпризом. Что до денег — конечно, там все их зарабатывают, крутятся, и порою зарабатывают нелегким трудом. В Америке дорого жить. Когда ты приезжаешь туда, как турист, то многих вещей просто не замечаешь, ты завораживаешься общей картинкой. А когда непосредственно там живешь, то видишь больше… Все мы — люди: в Даугавпилсе или в Бостоне. Но что самое классное — в Америке ты можешь выбрать место, которое будет именно твоим. У тебя есть возможность выбрать из многообразия возможностей именно свое место! А может быть, просто думаешь шире…”

Главное — не ныть!

Перед тем, как попрощаться с Илоной Кудыней, мы устроили ей маленький блиц-опрос…

А правда ли, что в Америке непринято дружить, в жилетку другу уже не поплачешься? “У каждого есть проблемы! Не нужно давать слишком много информации… Не думаю, что так нужно поступать. Надо быть сильным и не нагружать своими проблемами даже своего сердечного друга. У меня есть такие в Америке. а иногда можно просто дерево обнять… А дружескую встречу нужно назначить заранее, записав ее в календарь, чтобы друг точно был дома в этот день и час”.

Из первоисточника — каковы американские мужчины? "Посмотрите фильм “Два дня в Париже” — все поймете! Это тяжелый вопрос. Тут сказывается культурное различие и, когда мужчина и женщина становятся очень близки, возникает много разногласий… Ты думаешь, что понимаешь, что между вами просиходит, а на самом деле… Но, возможно, эта разница выходит плюсом — это очень индивидуальный вопрос".

Как американская еда? “Прекрасно! Я уже измучилась от здешней латвийской пищи… Все слишком однообразно и тяжело… В Бостоне — океан. В Бостоне много рыбы… В Бостоне кухни разных народов мира — итальянская, вьетнамская, китайская!..”

Как тебе нравится нынешняя Латвия? “Прекрасно, что теперь это Европа. И латвийская молодежь просто фантастическая! Мои прежние латвийские друзья как-то порастерялись… В основном общаюсь с молодежью. Я от них в восторге! А когда просто иду за молоком в магазин, то мне бы хотелось, чтобы кассир больше улыбался. И чтоб вообще на улицах люди больше улыбались. Улыбка не мешает жить! Такие мелочи очень важны, это денег не стоит!”

Елена ГЕДЮНЕ

31.07.2008 , 11:27

"Наша Газета"


Написать комментарий