Бычок Каппо родом из Германии

В преддверии года Земляного Быка газета "СейЧас" побывала в Свентской волости, где познакомилась с бычком Каппо и пообщалась с его хозяином Евгением Гевейлером о том, какие они - быки, и чего, стало быть, ждать в новом году от себя и от жизни в целом.

Несмотря на зимнюю погоду, все стадо Евгения в количестве 49 голов встретило нас на улице. Как говорит хозяин, у скота есть сарайчик на случай заморозков, но даже при температуре минус 30 градусов они туда не заходят: это так называемые мясные породы, и шерсть вместе с жировой прослойкой замечательно согревает этих животных в зимнюю стужу. На все стадо – один бык-производитель, или папа всех здешних телят, по кличке Каппо. Остальные – это 22 коровы, а также телята, телки и бычки на откорме. Евгений Гевейлер выращивает скот на мясо. Каппо на внимание прессы к своей персоне особо не реагировал, а только то и дело отворачивался от объектива фотокамеры, всем своим видом показывая, что он существо крайне спокойное и стеснительное, и вообще не стремящееся к публичности. Так и не улучив возможности взять предновогоднее эксклюзивное интервью непосредственно у символа наступающего года, мы решили поговорить о том, каков Каппо и другие быки по характеру и как вообще обстоят дела в сельском хозяйстве, с “папой” хозяйства Евгением Гевейлером. За кружкой кофе в своей, как он шутит, “летней резиденции”, где располагается его личный небольшой музей охотничьих трофеев, он любезно рассказал нам, как скот строит отношения в стаде и какую роль в нем играет, собственно, бык.

ВСЕ МИШИ КАК ОДИН – ФЛЕГМАТИКИ

Бык Каппо является представителем типично мясной породы герефорд. Герефорды были выведены около двух веков тому назад в Англии, а сегодня получили распространение буквально по всему миру – от холодных и близарктических Канады и Норвегии до сухой и жаркой Австралии. И в нашей Латвии на пастбищах также мирно пасутся эти спокойные, трудолюбивые и чрезвычайно неприхотливые бычки. В апреле Каппо будет 7 лет, а в хозяйстве Евгения этот великан весом в 700 кг (к следующей осени, как обещает хозяин, Каппо будет весить никак не меньше 800-900 кг) живет всего немногим более месяца. Никогда не унывающий и остроумный крестьянин из Свентской волости – уже третий хозяин Каппо. Привезли бычка из Германии, предварительно тщательно отследив его родословную.

- Быков надо менять каждые три года, чтобы не допускать близкородственных связей, – объясняет Евгений. – Раньше я покупал быков в Латвии, но, даже несмотря на то, что у нас много хозяйств, все равно бывает, родственные линии где-то пересекаются. Так что чем дальше покупаешь быка, тем лучше. Подбором быков занимаются зоотехники. Стоят быки по-разному, как договоришься. Но если берешь молодого бычка с выставки или покупаешь в хозяйстве, которое специализируется на разведении племенного стада, то за быка весом до 300 кг отдашь как минимум 1,5-2 тыс. латов. Если бык постарше и ты – не первый его хозяин, то, конечно, выходит чуть дешевле. За Каппо я отдал почти тысячу латов. Старого своего быка сдал на мясокомбинат. Покупать его особо никто не хотел, да и для товарного вида его еще надо было хорошо откормить, что получилось бы невыгодно: он больше съест, чем ты в итоге заработаешь, – рассказывает об особенностях содержания крупного рогатого скота Евгений.

Вообще Каппо – это кличка по родословной, а так всех быков в хозяйстве Евгения обычно кличут Мишей. И, описывая характер своих бычков, Евгений припоминает одного такого Мишу, который был у него лет пять тому назад:

- Вот сколько раз было: я еду в хозяйство, а Миша мой лежит поперек дороги – и хоть бы что ему. Я тогда выхожу, начинаю его уговаривать отойти, а он ни в какую. Тогда я на него садился, что ему очень не нравилось, и он начинал медленно вставать. Сначала поднималась задняя часть туши, и только я успевал спрыгнуть, как она тут же снова опускалась. Тогда я снова на Мишу садился и ждал, чтобы он начал поднимать и переднюю свою часть, и только тогда спрыгивал. Только так мне удавалось заставить его освободить мне путь. Как говорила моя матушка, “им ножки болят”, а вообще им просто, по-моему, лень ходить. Быки вообще все как один флегматики и интроверты, – делится Евгений опытом в общении с крупным рогатым скотом (вообще-то Каппо – представитель породы без рогов).

БЕРУТ ВСЕГДА – ВОПРОС В ЦЕНЕ

Вообще, как шутя говорит хозяин стада, “у быка в стаде, как и у мужчины в семье, почти что последняя роль: он нужен только для продолжения рода”. А балом правят в стаде коровы, и в случае с этим стадом главная – рыжая корова Лейса, которая всеми и “командует”. Коровы вообще очень активные, что обусловлено их материнским инстинктом – они ведь охраняют телят. Как рассказывает Евгений, когда ему приходится молодому теленку ставить в уши порядковый номер, он все время вспоминает эпизод каппелевской атаки из фильма “Чапаев”:

- Теленок дает своим сигнал “наших бьют!”, и все эти 50 голов летят на меня с бешеными глазами. Я тогда просто начинаю орать, чтобы они узнали мой голос. Услышав его, они просто подходят, обнюхивают меня. Но вообще стадо живет по принципу “не трогайте нас, и мы вас не тронем”. Единственное время, когда к ним лучше не подходить, – это по весне, когда у них любовь. И не потому, что они агрессивными становятся, просто как толкнут тебя ненароком всей своей массой, так улетишь на другой берег озера, – предостерегает Евгений.

В еде стадо непритязательно: зимой едят сено и пьют воду из озера. А летом пасутся. Ничего особенного, словом. Правда, у скота регулярно проверяют состояние здоровья. У Каппо раз в год берут кровь на анализ, при недавней продаже делали и генный анализ.
Вообще, как признает наш собеседник, чтобы скот было выгодно содержать, надо, чтобы, как в его случае, в стаде было голов 50, не меньше. А говоря о нынешней ситуации в сельском хозяйстве как таковом, Евгений вспоминает бородатый анекдот про оптимиста, пессимиста и реалиста. Говорит, что он – реалист.

- Конечно, всегда хочется, чтобы было лучше. И когда человеку, который привык ездить на “Мерседесе”, говорят, что придется пересесть на “Фольксваген”, то он, конечно, кричит: “Караул!” и всем жалуется, что дела не идут. Я, знаете, как-то работал в информационном центре села (я оканчивал Сельскохозяйственную академию и с 77-го года работал главным агрономом), так вот ко мне приходили некоторые крестьяне и пытались меня учить вести хозяйство, а еще жаловались, что, мол, зерно у них никто не берет. А я говорю: “Как не берут? Давай я возьму у тебя, по 5 сантимов!”. Он мне: “Да ты с ума сошел!”. А в том-то и дело, что берут всегда, но вопрос в цене. Если цены низкие, ну так ты не сиди, крутись как-то, кооперируйся! У меня знакомые есть, у которых большие поля, так они собранное зерно высушили и держат в сушилках. Там с ним ничего не станет. А как будет цена нормальная – продадут. Другое дело, что эти деньги как бы “заморожены”, их хочется скорее вернуть. Но хуже всего сейчас, как я понимаю, тем, у кого дойные стада. Молоко ведь идет каждый день, и корове нельзя сказать: “Не доись!” Крестьяне привыкли молоко сдавать и получать за это деньги. А тут раз – и не получили, как зарплату. Все, нет! А расходы-то надо чем-то покрывать… – описывает сегодняшнюю ситуацию в отрасли Евгений Гевейлер.

ЛИТОВЦЫ ПОКУПАЮТ И ПРОДАЮТ НАМ

А совсем худо, конечно, тем, у кого еще и кредиты набраны. Государство обещало, люди верили, брали на себя обязательства с расчетом на постоянный растущий доход. А теперь платить почти что и нечем. Но есть и положительные примеры. Евгений тоже купил в кредит трактор, приобрел другую сельхозтехнику по европроекту. И все ничего, выплатил. Говорит, что европейские субсидии (platиbu maksаjumi) в следующем году тоже обещают, правда, в меньшем размере, но уж лучше что-то, чем ничего.

Но и сказать, что совсем безоблачно у него дела идут, тоже нельзя. Вот, например, недавно наш мясокомбинат не взял у Евгения мясо. А литовцы из Утян взяли, нормальные деньги заплатили. Евгений их спросил только: “А куда это мясо потом?”. Ответили: “В Ригу”.

- Так что неудивительно, что литовцы с эстонцами нам теперь еще и денег одолжить предлагают, – рассуждает Евгений. Кстати, помимо собственного хозяйства, у Евгения есть еще и основная, так сказать, работа. Работает он на границе, в санитарной инспекции продовольственно-ветеринарной службы.

А вообще, когда все ноют о кризисе, он всегда вспоминает свое детство:

- Как сейчас помню, как я в 61-м году в первый класс пошел. Жили мы тогда в Добельском районе. Вот встанешь утром, бабушка на печи кашу варит, керосиновая лампа горит. Выйдешь в коридор, по умывальнику стукнешь, лед разобьешь, плеснешь ледяной водой на лицо, соберешься – и в школу. И ничего, нормально жили. Телевизор потом со временем купили… Всегда хочется, чтобы жилось лучше. Но чтобы лучше жилось, надо больше работать, – делится жизненной мудростью наш собеседник.

Признаемся, пока мы искали быка для новогоднего номера “СейЧас” в хозяйствах Даугавпилсского района, нам пришлось услышать немало отказов. Крестьяне все как один говорили, что “все и так плохо, а тут еще вы со своими статьями”. Мы сочувственно вздыхали, извинялись за беспокойство, желали удачи и прощались. И так, пока специалист по ветеринарии Lauku konsultаciju un izglиtиbas centra Анита Милтиня не посоветовала нам связаться с Евгением Гевейлером. Он живет в той же Латвии и держит хозяйство в том же Даугавпилсском районе, где и все остальные крестьяне, с кем мы связывались. Однако на все “и так плохо” у него есть свои “бывает и хуже”, что помогает ему просто делать свое дело, весело шутить и со здоровым оптимизмом смотреть в будущее. Уж не знаем, возьмут ли наши читатели для себя на заметку несколько качеств, в которых они хотели бы походить на бычка Каппо, но вот к словам его хозяина Евгения наверняка стоит прислушаться.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

30.12.2008 , 14:26

"Сейчас"


Написать комментарий