Счастье в железе, лозе и глине

Что такое счастье, каждый понимает по-своему. Эти люди счастье, можно сказать, выковали, сплели и слепили. И от этого хорошо не только им, но и всем окружающим, ибо искусство вносит частицу счастья в жизнь любого человека.

НА ДЕРЕВЕ СЧАСТЬЯ – САКТА ЭДГАРА ВРОНСКОГО

Эдгар Вронский при встрече рассказал мне сказку. Как раз про счастье и кузнеца. Как-то под Новый год собрались люди в деревне гадать. Бросали в воду расплавленный кусок свинца и старались по образовавшимся причудливым очертаниям предугадать свою судьбу. Не понравились кузнецу узоры на воде, выковал он себе железного мальчишку-сына, сильного, трудолюбивого и справедливого. А тот много доброго сделал и отцу, и другим людям. “Куйте свое счастье сами”, – подытожил кузнец.

Эдгар – тоже кузнец своего счастья. Он работал слесарем-инструментальщиком на разных заводах, железом всегда интересовался. С помощью жены и неизменной музы Оксаны нашел учителя в Риге, Вилниса Винцевича, которого вспоминает и по сей день с огромным уважением. Хотя сейчас Эдгар сам является мастером, возил свои работы в столицу и получил там специальный диплом, позволяющий так называться и иметь уже своих учеников. Кстати, любимый ученик Эдгара Павел Телицын присутствовал при нашем разговоре. Он рижанин, но собирается перебраться в Латгалию и полностью посвятить себя кузнечному ремеслу. Нет, не ремеслу, искусству.

Конечно, Эдгар старается выполнять все заказы. На жизнь надо зарабатывать. Делает перила, подсвечники, вешалки, флюгеры, ножи… Оружие, впрочем, делать не любит. Лучше – подковы на счастье. Подкова должна висеть обязательно “клещами” вверх, то есть раскрытой частью к небу. Это чтобы добрые силы могли войти и оберегать ваш дом.

Ну, а душу кузнец Вронский отводит на фестивалях и всевозможных пленэрах. Они регулярно проходят, например, в Клайпеде. Участвует он и в ежегодных Днях кузнецов в Риге. В прошлом году ездил на Украину, в Ивано-Франковск, на международный “Праздник кузнецов”. Там собралось более 300 мастеров из 20 стран. Даже с Антильских островов приехали кузнецы. Из изделий всех участников в конце праздника была сооружена 4-метровая композиция под названием “Дерево счастья” и установлена на одной из площадей Ивано-Франковска. Такой вот подарок городу. И есть на этом чудесном дереве сакта, которую выковал Эдгар. Он мечтает когда-нибудь устроить фестиваль кузнецов в Даугавпилсе. На берегу Даугавы можно сделать эффектное шоу, где сольются древнейшие стихии Огня и Воды. О зрелищности такого мероприятия и говорить не надо: захватывающая красота. Кроме этого, в планах Вронского первая персональная выставка и очередная поездка на фестиваль. На это раз в Донецк. Украина – кузнечная держава.

А еще – двухлетнему сыну Глебу очень нравится в кузнице… Помните сказку, рассказанную вначале?

РАБОТЫ МАСТЕРОВ KLУGA В МУЗЕЯХ ФРАНЦИИ, ШВЕЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Руководитель известной далеко за пределами Латвии народной студии декоративно-прикладного искусства Klуga  Виктор Кухальский не очень охотно рассказывает о себе, охотнее – о студии и учениках.

Klуga основана в 1980 году при Даугавпилсском художественном и краеведческом музее, Виктор руководит ею с первого дня и до сих пор. Плести же начал еще раньше, поэтому общий стаж – более 30 лет. Первый учитель – Улдис Бирмбаум, известнейший латвийский мастер прикладного искусства. За все годы своего существования наша студия подготовила 35 народных мастеров, а получить такое звание непросто, его присваивает независимая комиссия с учетом уровня мастерства и активности соискателя. Виктор говорит, что есть студии, которым 50 лет и больше, а количество мастеров значительно меньше. Вообще существуют Klуga и … вся остальная Латвия. На республиканских выставках половина всех работ выполнена именно нашими умельцами, а другая половина – студиями со всей (!) страны. Работы мастеров Klуga приобретены музеями Франции, Великобритании, Швеции, России. Беларуси. Ученики Кухальского разъехались по миру, однако не забывают о плетении из лозы даже в Америке. Лоза тоже там растет, но такое увлечение воспринимается как весьма экзотическое занятие.

Мы разговариваем в Черепово, где расположена студия. Адрес свой она никогда не меняла. По словам Кухальского, работать здесь удобно и спокойно, для выпаривания лозы нужны улица, простор, и тихое Черепово – просто идеальное место. Заготавливается лоза весной, тут много всяких тонкостей, которые постигаются лишь через опыт и интуицию, а с первого сентября начинается работа. Длинные осенние и зимние вечера, неспешное плетение. И появляются на свет корзины, шкатулки, коробы, сундуки. В них хорошо хранить всякую утварь, говорят, что одежду, хранящуюся в сундуках из лозы, даже моль не ест. Эти вещи люди плели изначально. А декоративные тарелки, красивые, но по сути бесполезные появились позже. Иногда сетуют, что изделия из лозы дорогие. Да, не очень дешевые. Но сколько труда в них вложено и индивидуального мастерства! Виктор рассказал, что однажды подсчитал затраченное на работу время и соотнес его с суммой, полученной после продажи. Так вот получилось, что за восьмичасовой рабочий день он зарабатывал полтора лата… Комментарии не нужны. Увы, творчество и коммерция как-то плохо сочетаются друг с другом. Но Виктор не жалуется. Он мечтает о новых учениках и очень надеется, что Klуga переживет нынешние трудные времена.

ПОСТРОИЛ ЛАТГАЛЬСКУЮ ПЕЧЬ ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ

Валентин Петько еще очень молод, но уже успел поучаствовать во многих выставках и проектах. Он член студии народного прикладного искусства “Латгале” и группы Фонда культуры Pуdnиku skуla, постоянный участник фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске”. Валентин в 2006 году встречал Лиго в Москве, потому что строил там печь и знакомил москвичей и гостей российской столицы с традиционной латгальской керамикой. Валентин рассказывает о том, что именно в Латгалии самые серьезные керамические традиции и где-то с 20-30-х годов прошлого века можно говорить о керамике как виде искусства. Сам он лепит черные горшки, то есть без глазури. Есть у него и другие изделия, выполненные в той же технике.

Молодой художник – сторонник академического образования. Он уже завершил бакалаврскую программу по истории культуры в нашем университете, сейчас учится в магистратуре Художественной академии и собирается получить степень магистра искусствоведения. Глубокое погружение в народное творчество разных стран (а народное творчество его особенно привлекает), по мнению Валентина, полезно для создания собственных работ. Его первый учитель – руководитель “Латгале”  Лилия Зейля, он еще школьником попал на экскурсию в ее мастерскую, ну а дальше – понеслось. С тех пор Петько не представляет своей жизни без глины и бывает в мастерской практически ежедневно. Правда, лепит не всегда. И слово “понеслось” как-то даже не очень подходит к описанию его художнической жизни. Валентин немногословен и спокоен, но какое-то непрерывное творческое брожение в нем чувствуется. Он говорит, что лишен таланта менеджера и совершенно не продвигает свои работы. Он просто лепит. Занимается своим делом. На мой вопрос, каким видится ему собственное будущее лет так через десять, Валентин Петько не ответил. Честно сказал – не знаю. Но одно ему известно наверняка: своему жизненному стилю он не изменит. Керамика – это и есть главная составляющая этого стиля.

На прощание Валентин провел меня по мастерским “Латгале”. Скоро их ждет большой ремонт в рамках латвийско-литовского проекта “Развитие креативного туризма путем создания центров глиняного искусства в Даугавпилсе и Утяне”. Но это уже совсем другая история…

А.САФИНА

02.07.2009 , 22:56

"Сейчас"


Написать комментарий