Автодилеры: «Мы не думали, что нас ждет такой кошмар»

Регистрация новых автомобилей в Латвии в августе этого года снизилась на 82,9%, и это наиболее стремительный спад как в Евросоюзе, так и в Европе в целом, свидетельствуют данные Европейской ассоциации автопроизводителей.

“Никто из нас в конце прошлого года и подумать не мог, что все окажется так плохо!” — признался в разговоре с “ВС” совладелец компании Wess Motors Александр Оськин. По его словам, хорошо, если в этом году всем латвийским дилерам удастся реализовать 5000 тысяч автомобилей. И в любом случае “жертвы кризиса”, по мнению опрошенных нами экспертов, в отрасли будут: речь идет о выбывании 2–3 уполномоченных автодилеров.

Прогнозы, которые не сбылись

В Латвии в августе этого года зарегистрировано 248 новых автомобилей. Для сравнения: годом ранее было зарегистрировано 1450 авто. Статистика за 8 месяцев этого года: зарегистрировано 2939 новых автомобилей, что на 80,2% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом в Европе и ЕС ситуация иная. В странах ЕС зарегистрировано 802,84 тыс. новых автомобилей, что на 3,3% больше, чем в августе прошлого года. Среди 15 старых стран–участниц Евросоюза прирост продаж новых автомобилей наблюдался в Австрии — на 22,6%, Франции — на 7%, Германии — на 28,4%, Греции — на 15,3% и в Великобритании — на 6%. И даже в некоторых странах–новичках тоже был прирост новых авто, например, в Чехии (16,3%), Польше (3,1%) и Словакии (26,2%).

При этом в балтийских странах авторынок демонстрирует жуткую картину. В Литве объемы продаж новых автомобилей снизились на 62,5%, а в Эстонии — на 66,5%. У нас падение более чем на 80%.

— Я помню, как в Ассоциации уполномоченных автодилеров в конце прошлого года мы строили прогнозы на этот год, и один из экспертов нашей отрасли с цифрами в руках доказывал, что в 2009 году автодилеры смогут продать 13 тысяч новых машин, — рассказывает Александр Оськин. — Сейчас мы все молимся, чтобы продать за год хотя бы 5 тысяч. При этом уже сегодня большинство дилеров работает с убытками, и так долго продолжаться не может — у всех нас есть предел запасов прочности. Когда вы видите, что кто–то продает новые машины со скидками в 30–40%, то это прямо говорит о том, что дилер работает с убытками, потому что максимальная маржа составляет 10%. Вы же понимаете, что взять 40% скидки нам просто неоткуда…

По словам главы компании Domenikss (Mersedes) Бениты Садауски, европейская положительная статистика тоже не так однозначна. “Спад продаж есть везде, и в Европе тоже, — говорит она. — Нужно разделять чистые продажи новых авто и госпрограммы по стимулированию автомобильной промышленности, в результате которых и происходит рост числа зарегистрированных автомобилей. Такая программа сейчас реализуется в Германии, когда людям компенсируют затраты на покупку новых экологических автомобилей. Что же касается латвийского рынка… Я бы сказала, что такие падения были ожидаемы, ведь рынок новых авто наиболее чувствителен к экономическим изменениям, причем как в случае роста экономики, так и ее падения. Так что все закономерно”.

Согласна с этим мнением и председатель правления Modena motors (Alfa Romeo, Fiat, Maserati) Лига Брока: “Пару лет назад, когда начался невиданный скачок вверх по продажам новых авто, было понятно, что для нашей покупательной способности есть лимит. И этот лимит сегодня наступил”.

Выживут не все

Впрочем, не все могут с этим смириться. А если и делают это, то ценой собственного бизнеса. На рынке автодилеров уже есть потери. Ведь поставки в этом бизнесе часто строятся на системе прогнозов, и партии автомашин заказываются заранее — с учетом прежних торговых показателей. Некоторых дилеров, которые, помимо этого, вложили большие средства в новые автоцентры, такой подход и погубил. Первым пострадавшим в 2008 году стала компания Lauva auto, продающая в Латвии Peugeot. Чуть позже неудачи обрушились и на компанию Bensons auto, представляющую Honda в Латвии. Долг компании перед поставщиками достиг 1,8 млн. евро, и это послужило поводом для расторжения отношений и лишения Bensons auto статуса официального дилера Honda. И завершила список проблемных дилеров компания Motorcentrs, распространяющая в Латвии Nissan, — поставщик разорвал с ней договор летом этого года. Будут ли еще потери? На этот вопрос опрошенные нами эксперты говорили очень осторожно.

По словам Бениты Садауски, изменения какие–то на рынке будут, но не очень существенные. Лига Брока считает, что уже в этом году у некоторых серьезных дилеров обнажатся проблемы. “Можно заметить, что некоторые компании работают без правления — все это говорит о том, что будут закрытия и объединения”, — говорит она. А по мнению Александра Оськина, “кто–то определенно уйдет с рынка”.

— Жалко, если это будут компании с латвийским капиталом, — говорит он. — Но именно им сегодня приходится сложнее всего, так как за спиной у них нет больших денег, на которые можно опереться. Слава богу, что у нас очень сильная поддержка со стороны головной Toyota, которая в период кризиса создает для нас особые условия работы. Но как быть тем, у кого нет такой поддержки? Думаю, что нашим руководителям государства следует прекратить петушиные бои и наконец подумать о том, как сохранить в государстве остатки бизнеса. Нужно провести работу с банками, которые сегодня не кредитуют, — и от этого тоже рынок не движется. Скажу так: сегодня оформить лизинг на новый автомобиль невозможно. И роста продаж не будет до тех пор, пока эта ситуация не изменится.

О том, что лизинговые компании прекратили финансировать покупку новых машин, “ВС” сказали все опрошенные эксперты. Однако и у конечных потребителей, которых кризис вогнал, как выразился представитель Wess Motors, “в потребительское уныние”, нет особого желания пересаживаться в новый автомобиль. “Люди приходят, смотрят, но откладывают покупки на потом, — делится наблюдениями Лига Брока. — Не думаю, что ситуация изменится в этом году. Может быть, только в следующем можно будет рассчитывать на какой–то минимальный разворот в тенденции”. По мнению Бениты Садауски, и следующий год придется считаться с тем, что продажи новых авто не пойдут резко вверх. “Я, конечно, не могу знать, что будет завтра, и этот вопрос лучше задать нашему правительству, но ни в этом, ни в следующем году не будет экономического подъема в государстве, который повлияет и на наш бизнес”.

Жертвы отложенного спроса

— У людей нет энтузиазма покупать новые машины, — говорит Александр Оськин. — И тут главное — даже не экономика, а политика. А точнее, политическая воля изменить ситуацию в государстве. Тогда люди, и особенно те, у кого есть средства, получили бы толчок для покупок, ведь сейчас нам мешает где–то даже не отсутствие денег, а отложенный спрос. Просто людям нужно показать свет в конце тоннеля, которого пока нет.

И еще одна тенденция, о которой говорили наши эксперты: люди пересаживаются с больших автомобилей на маленькие и экономичные. И самое интересное: эти автомобили покупают у нас жители Европы. “Уже полгода как у латвийских автодилеров самые низкие цены на новые машины, — заверил нас Александр Оськин. — Поэтому к нам едут из других государств”. Лига Брока тоже подтвердила, что, к примеру, на Fiat есть спрос из европейских стран, где людям приходится ждать своей очереди на новую машину по полгода.

Статистика это подтверждает: около трети первоначально регистрируемых в Латвии новинок тут же переправляются в другие страны. Автофирмы вынуждены заниматься такого рода реэкспортом, чтобы избавиться от избыточных запасов машин, которые были закуплены в расчете на менее стремительный обвал рынка. “Выживаем как можем, — говорит глава Wess Motors. — В сложных условиях в мыслях появляется необыкновенная живость. Но просто давить покупателя скидками — это тоже неправильно, потому что из–за этого будет страдать качество обслуживания наших клиентов”.

Цифры

Самые популярные модели авто в первые восемь месяцев этого года

VW Golf (продана 141 машина)
Renault Megane (88)
Toyota Land Cruiser (86)
Toyota Avensis (83)
Toyota RAV 4 (83)
Toyota Corolla Verso (82)
Toyota Corolla (82)
Mitsubishi Lancer (81)
Hyundai I30 (79)
Škoda Octavia (74)

“Румбула рухнула на 85%!”

А что происходит на рынке подержанных авто? — такой вопрос задала “ВС” директору фирмы Tirgus Rumbula Владимиру Луговскому.

— Да ничего хорошего тоже не происходит! — прямо заявил он. — Еще в начале года наши продажи рухнули на те же 85%. По итогам года, падение будет около 60%. Я помню времена, когда мы продавали по 150 машин в неделю. К концу прошлого года продажи упали до 10 машин, а в начале года — до 3–5 (!) машин. Сейчас ситуация вроде бы чуть лучше, но говорить о том, что продажи возвращаются хотя бы на прошлогодний уровень, нет никакого резона.

Если говорить о новых тенденциях, то я бы отметил появление на вторичном рынке банковских машин, в основном дорогих, которые были куплены людьми в период экономического бума. К примеру, сейчас у нас стоят 260 таких машин, не считая грузовиков. За эту неделю мы продали 20 банковских машин. Показатель не такой уж хороший. Во–первых, банки не хотят скидывать цены, хотя прекрасно понимают, что лишний год для машины отнимает ее стоимость как минимум на 20%. Но при этом им проще согласиться на то, что машина стоит у нас и ржавеет. Во–вторых, состояние тех лизинговых машин, которые поступают к нам… как бы вам лучше сказать … просто убитое. Чего я только не насмотрелся в последнее время. Такое впечатление, что люди относились к авто не как к своей собственности, а как к чужому добру, и банки в этом тоже виноваты — не было разъяснительной работы. Да что скрывать, лизингом занимались не профессионалы, а дилетанты.

Выживаем мы благодаря тому, что цены упали и к нам стали приезжать покупатели из Европы. Правда, в первую очередь они едут на аукционы судебных исполнителей, где пачками скупают машины и переправляют их к себе. А потом уже едут к нам, где тоже можно купить хорошее авто за небольшие деньги. Вот если бы и государство еще задумалось над тем, что мы могли бы это дело поставить на поток — были же у нас подобные проекты с Киргизией, Казахстаном, Туркменией, Украиной, Белоруссией. Но, к сожалению, мы везде опаздываем, поэтому и варимся в собственном соку.

Bonus–malus

С 15 сентября в силу вступила новая система ВМ–оценки рисков страхования OCTA, которая распределяет владельцев транспортных средств по классам риска в соответствии с их историей страхования и спровоцированных ими ДТП. В результате этого для некоторой части владельцев транспортных средств автоматически изменится класс риска, что скажется на стоимости полисов. Эти изменения существенно повлияют на предприятия, в автопарке которых находится более одного авто, а также на частных лиц, на имя которых зарегистрировано несколько машин, так как при расчете стоимости полиса будет суммироваться общая история страхования и ДТП.

Страховая история по всем принадлежащим частному лицу или предприятию автомобилям будет оцениваться за последние одиннадцать лет. По данным Латвийского бюро страховщиков транспортных средств, для большинства владельцев одного или нескольких транспортных средств применяется высший класс BM. Каждый водитель может проверить новый класс BM на www.ltab.lv или связавшись со своим страховщиком.

В связи с этими новинками Школа безопасного вождения и компания BALTA ожидают существенных изменений в привычках вождения автомобиля — повышения чувства ответственности, особенно по отношению к использованию служебных авто.

Эксперты предлагают способ, который позволит предпринимателям использовать новую систему BM на благо своего предприятия: во–первых, следует оценить умение сотрудника водить машину, а во–вторых, нужно заключить с ним договор об ответственности в соответствии с навыками вождения конкретного сотрудника. Таким образом возможно избежать лишних трат, которые возникают в случаях, когда автомобили, принадлежащие предприятию, попадают в дорожно–транспортные происшествия.


Темы: , ,
Написать комментарий