7 самых частых мифов о гражданах России в Латвии

В Латвии постоянно проживает порядка 30 тысяч граждан Российской Федерации, по отношению к которым в сентябре 2022 года Сейм Латвии незадолго до окончания своих полномочий провозгласил особое отношение, изменив Закон об иммиграции. Теперь за право жить в Латвии этим людям приходится буквально бороться. Правда, не всем. И это тоже один из мифов, о чем подробнее - дальше.

Миф № 1. «Если не нравится в Латвии, пусть едут домой»

Эта установка – миф, потому что дом этих людей – Латвия. Большинство из них – старше 60 лет (см. инфографику передачи Kas notiek Latvijā?), и они приехали на территорию Латвии (а некоторые – родились здесь) в детстве или юношестве. Так что – опять-таки у большинства их них – за плечами 30 и более лет стажа работы на предприятиях на территории Латвии.

Среди них есть люди, например, родившиеся на территории Латвии в 1943, 1946, 1955 году. Но отправной точкой определения их государственной принадлежности при восстановлении независимости Латвии в 1991 году стало 17 июня 1940 года. Если человек или его предки не жили на территории Латвии до этой даты, то в 1991-м году они получили статус неграждан Латвии и паспорт с названием «alien» («пришелец» с англ.). Хотя многие из этих нынешних постоянных жителей Латвии с паспортами РФ вспоминают, что в 1990-м году поддерживали восстановление независимости их страны и надеялись получить ее гражданство. Но не получили. Вместо этого получили постоянные проблемы при прохождении границ других государств. Во всем мире до сих пор преимущественно не понимают, как можно быть негражданином своей страны.

Как бы то ни было, дом этих людей – здесь. Здесь недвижимость, работа, места былой юности, друзья и родственники. В России у них мало того, что нет ничего этого, так еще и паспорт РФ, который у них на руках – это так называемый «загранпаспорт» - документ для путешествий за пределами РФ. Внутри страны с ним нельзя ни работать, ни даже зарегистрироваться как получателю социальных пособий. Так что посылать держателей таких паспортов «домой», имея в виду Россию, – неверно.

Миф № 2. «Это всего-то пару тысяч нелояльных»

Неверно. Во-первых, всего не менее 30 тысяч. Во-вторых, они живут не в гетто, а по всей территории Латвии. Преимущественно – в больших городах. У них есть семьи и круг близких знакомых, состоящий во многом из граждан Латвии. Дети многих из них мало того, что граждане Латвии, так еще и работают в госструктурах: в Национальных вооруженных силах, в Госполиции, в Государственной пожарно-спасательной службе -, а также являются врачами, выдающимися спортсменами, педагогами и представителями других сфер, в которых априори заняты люди, любящие свою страну. Но, когда они видят, как их родителей, бабушек и дедушек заставляют доказывать, что Латвия – их дом, на старости лет сдавать экзамен на компьютере, то у них у всех заметно убавляется патриотизма.

А ведь некоторые граждане РФ уже покинули Латвию из-за сентябрьских поправок. С ними уехали их ближайшие родственники, граждане и неграждане РФ. Точных данных об уехавших нет. Но надо понимать, что в среднем один гражданин РФ – это как минимум плюс два гражданина Латвии: и это семья. Нельзя рассматривать этих людей в отдельности от остального социума.

Миф № 3. «Все граждане России в Латвии являются потенциальной угрозой»

Это неправда даже не потому, что русскоязычный не равно поддерживающий Путина, а потому что под сентябрьские поправки к Закону об иммиграции попадают только около 25 тысяч граждан РФ, постоянно проживающих в Латвии. Остальные пять (часто это военные пенсионеры) получали свои постоянные ВНЖ в Латвии до 2003 года, когда вступил в силу Закон об Иммиграции. И эти пять тысяч человек не попадают под изменения этого закона. Им сейчас не нужно ничего доказывать, сдавать экзамены и проч. Для них все осталось как прежде, они продолжают продлевать свои постоянные ВНЖ в Латвии по привычному порядку.

То есть своим непродуманным решением уходящий 13-й Сейм записал лишь часть граждан РФ в потенциально нелояльные, оставив для другой их части все по-прежнему. Что говорит лишь о том, что ни те пять, ни эти двадцать пять, на самом деле, - никакая не угроза безопасности страны. Просто определенная политическая партия сделала себе предвыборный пиар, устроив охоту на ведьм, которых на самом деле не существует. Действительно нелояльных Латвии людей службы безопасности страны и до поправок к закону, и после них выявляли адресно. Лишали их ВНЖ и выдворяли из страны. Так что массовая проверка на лояльность анкетами про «Чей Крым?», в которых пенсионеры просто перерисовывают крестики в правильных окошечках друг с друга, едва ли позволит выявить действительно нелояльных Латвии людей.

Миф № 4. «Они продались за пенсии»

Действительно, до 2019 года женщины с российским гражданством могли выходить на пенсию в 55 лет. И это во многих случаях стало причиной, почему женщины-неграждане Латвии в латвийском предпенсионном возрасте приняли гражданство России. Их к этому никто не призывал. Но никто и не отговаривал. Когда они принимали это решение, президенты Латвии ездили в Москву возлагать цветы 9 мая, фотографироваться с Путиным и вручать ему подарки.

Российская пенсия – это деньги, надо сказать, небольшие. Ее размер зависит от курса рубля к евро, но чаще всего речь идет о сумме 500-600 евро за квартал (!), то есть за три месяца.

Но именно эти деньги позволяли их получателям кормить детей, платить за коммунальные услуги и продукты в Латвии. То есть это благодаря российским деньгам постоянные жители Латвии, бывшие ее неграждане, оплачивали жизнь в Латвии – свою и своих родственников – и платили налоги в ее бюджет.

Можно ли считать эти деньги «кровавыми»? А если учесть, что, благодаря им, мирные жители, не имеющие в большинстве случаев никаких связей с Россией, кормили своих детей, преимущественно граждан Латвии? Если бы на эти вопросы отвечали латвийские политики, имеющие отношение к власти, то можно было бы добавить к ним еще один: возможно, стоило бы однажды упорядочить вопрос с выплатой пенсий жителям Латвии за стаж в советский период и обеспечить своим гражданам и их родителям достойную старость за счет бюджета своей страны, а не страны-агрессора?

Миф № 5. «Как можно было жить 30 лет и не выучить язык»

Они его учили! И многие – выучили. Дело в том, что в 90-е годы нельзя было работать без «корочки» о знании латышского языка. И они получали такие «корочки». Сегодня эти удостоверения до сих пор годны для работы, но почему-то не годятся для получения вида на жительство (см. Правила КМ №157).

А люди эти сегодня преимущественно пенсионеры, которые нигде не работают и латышский язык не используют. Живя в русскоязычных социальных «пузырях», они просто не слышат латышской речи. Да и прежде, когда работали, мало ее слышали. Если бы не было другого выбора, как заговорить на латышском, они бы так и сделали. Но выбор был. Можно было всю жизнь жить и не знать его. Забыть сразу после того, как сдал на «аплиецибу» в 90-е. Особенно, если человек работал на заводе, - руками, а не языком, одним словом.

Виноваты ли они в этом теперь, когда стали старыми и часто – физически немощными? Это тоже вопрос к власть имущим политикам. Не хотелось бы, чтобы он оставался риторическим.

Миф № 6 «Экзамен по языку элементарный»

Экзамен состоит из 4 частей (чтение, аудирование, письмо и разговор), и по каждой из них с 2023 года нужно набрать не меньше 60%. Тогда как в прошлом году оценивали средний процент по всем четырем частям. Теперь много людей не сдает из-за того, что «валят» письмо. В этой части экзамена нужно написать не менее 35 слов в правильных формах, с протяжениями на тему, например, радиопередачи, которую ты послушал и письменно (!) рассказываешь подруге о своих впечатлениях.

Люди сдают остальные части экзамена на 80% и даже 90%, но очень плохо пишут и неважно разговаривают с экзаменатором по «зуму». А для многих в принципе сдача экзамена на компьютере – стресс и непреодолимая задача. Ведь сдают экзамен вплоть до 75 лет. Только после этого возраста освобождают. Еще теоретически освобождают при наличии медицинских диагнозов, но право выдать такое освобождение есть только у двух врачей: реабилитологов и психиатров. К ним большие очереди, и они неохотно дают такие освобождения. В результате люди с инвалидностью, с онкологией, сердечными заболеваниями и прочими недугами идут сдавать экзамены, чтобы доказать свое право жить у себя дома.

Миф № 7 «Если не сдадут латышский, получат временный ВНЖ»

Не получат. Автоматически его никому не дадут. Чтобы его получить, нужно, чтобы тебя вызвал родственник. Буквально муж, сидящий на диване, заходит на latvija.lv и делает вызов своей жене, сидящей на кресле, словно она въезжает в Латвию из третьей страны.

Вызвать может только супруг или ребенок. Но в последнем случае родитель должен достичь латвийского пенсионного возраста.

И, если на статус постоянного жителя ЕС хватает любой пенсии как дохода (но нужен латышский на А2), то на временный ВНЖ не нужен латышский, но нужен доход не меньше «минималки» всем, даже пенсионерам.

Таким образом, одинокие люди, люди, не достигшие пенсионного возраста, люди с низким доходом не могут претендовать на получение этого ВНЖ. И останутся нелегалами уже в ближайшее время, если не смогут сдать все части экзамена по латышскому на 60%. Но при этом см. миф №1 и его опровержение. Здесь. Их. Дом.

16.08.2023 , 10:00

Ольга Петкевич , Gorod.lv