Новые разъяснения: для ввоза в ЕС для граждан России под запретом ноутбуки, телефоны, чемоданы, косметика

В ЕС опубликовали разъяснения по поводу различных трактовок санкционного законодательства, касающегося ввоза личных автомобилей, зарегистрованных в РФ. Запрет может распространятся и на ноутбуки, телефоны и чемоданы.

Как сообщает Deutsche Welle («Немецкая волна»), Европейская комиссия подтвердила применяемую в Германии уже несколько месяцев трактовку санкционного законодательства, согласно которой въезд в Евросоюз на автомобилях, зарегистрированных в России, расценивается как запрещенный импорт.

В пятницу, 8 сентября, ведомство, отвечая на наиболее часто задаваемые в связи с этим вопросы, опубликовало разъяснения к решениям Совета ЕС об импорте, покупке и перевозе включенных в санкционные списки товаров. Из документа следует, что под запрет подпадают любые автомобили, в том числе используемые в личных целях. При этом не имеет значения срок, на который ввозится зарегистрированный в РФ автомобиль, а также вид таможенной процедуры — свободное обращение либо временный ввоз, пояснили в Брюсселе.

Тем самым Еврокомиссия разъяснила свою позицию по поводу вызываемой вопросы юристов интерпретации санкционного законодательства ЕС в Германии в части различия между импортом автомобилей и въездом в страну на личной машине.

Запрет может распространяться на косметику, чемоданы, ноутбуки и телефоны. 

Кроме того, в разъяснениях Еврокомиссии подтверждено, что как запрещенный импорт может быть расценен ввоз из РФ других наименований, перечисленных в приложении XXI к статье 3i директивы ЕС 833/2014.

Среди прочего, в приложении к санкционному регламенту в отношении России фигурируют косметика, чемоданы, сумки, рюкзаки, кошельки, ряд предметов одежды, ноутбуки, фотоаппараты, мобильные телефоны, изделия из кожи и меха, полудрагоценные и драгоценные камни.

На вопрос, могут ли граждане РФ временно, например в туристических целях, привозить с собой в ЕС личные вещи и транспортные средства, которые числятся в приложении к регламенту, в Еврокомиссии ответили отрицательно.

Таким образом под риском оказываются косметика, чемоданы, ноутбуки и мобильники, фигурирующие в приложении XXI к статье 3i.  Европейские таможенные органы могут не пропустить эти личные вещи через границу. Запрет на ввоз не распространяется на личные золотые украшения, если эти предметы принадлежат лично путешественнику и не предназначены для продажи. Тем самым данные предметы не подпадают под запрет на ввоз российского золота в ЕС.

Еврокомиссия напомнила, что цель санкций — значительное ослабление российской экономики и лишение РФ важнейших рынков для ее продукции и существенное ограничение ее возможностей вести войну. Поэтому любая другая интерпретация санкционного законодательства лишила бы эти запреты их смысла и создала значительные возможности для их обхода, считает ведомство.

В начале лета начали поступать сообщения о массовых арестах немецкими таможенниками автомобилей с российскими номерами — как на границе, так и в самой Германии уже после въезда. Среди прочего стали известны случаи арестов принадлежащих гражданам Евросоюза автомобилей, зарегистрированных в РФ, причем некоторые из них ехали через Германию транзитом.

Власти ФРГ при этом ссылались на выполнение санкций ЕС. На запрос DW в конце июня таможня ФРГ пояснила, что «обеспечивает соблюдение выполнения» ранее введенных санкций Евросоюза, а именно распоряжения ЕС от 31 июля 2014 года и принятого в исполнение в 2022 году одного из пакета санкций, расширившего список предметов, запрещенных к ввозу в ЕС из РФ.

В этом перечне среди прочего значатся легковые автомобили и пикапы, указали представители таможни. «Запрет действует вне зависимости от субъективных намерений», — подчеркнули в ведомстве.

При этом, как писала ранее DW, если следовать санкционному регламенту таким образом, как его понимает немецкая таможенная служба, то россиянам нельзя ввозить в ЕС вообще никакие личные вещи, в том числе чемоданы. На дополнительный вопрос DW, не стало ли решение таможенников результатом ошибки перевода — в немецком тексте санкций используется определение не «импорт», а «ввоз» («Einfuhr»), — ведомство уточнило, что разночтений с английским текстом, по его представлению, нет.