Золотые паруса над Даугавпилсом

За свою историю город не раз переименовывался, сменив пять названий. Одно из них - Борисоглебск.

Святые покровители

Это имя дано было триста пятьдесят лет назад царем Алексеем Михайловичем. Русские войска собрались штурмовать шведскую крепость Динабург как раз накануне праздника Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Накануне сражения, как сказано в летописях, был отслужен молебен. А в честь победы царь повелел не только город переименовать, но и поставить на холме церковь в честь его небесных покровителей.

Но в период расцвета города, то есть в начале двадцатого века, когда в нем жило больше народа, чем сейчас, главным был собор Александра Невского. Он стоял в центре города, на площади, которая сейчас носит название Виенибас. При Улманисе православный храм заслонили помпезным серым зданием под названием Дом единства. А в советское время и вовсе взорвали.

А на Святой горке нерушимо стояли три храма – православный, лютеранский, католический. Позже к ним добавилась старообрядческая моленная. Такого символичного объединения христианских конфессий вы не увидите больше нигде.

Православная церковь на холме поначалу предназначалась для Двинского гарнизона и располагалась прямо на военном плацу. Это уникальное сооружение сделано было из металлических листов, соединенных заклепками. Даже ажурные наличники были металлическими. В конце девятнадцатого века маленькая церковь уже не вмещала всех прихожан. Поэтому ее перенесли в Ерсику. Военное ведомство начало строительство нового храма. Он был возведен сто лет назад.

h2.Уникальный храм

С самого начала была поставлена задача – в трапезной должен был поместиться весь пятитысячный гарнизон. Поэтому архитектура собора уникальна. Он вытянут в длину и напоминает корабль. Главный алтарь был посвящен святым благоверным князьям Борису и Глебу. Иконы – копии работ Васнецова в Киевском Софийском соборе. Все девять куполов в соответствии с православной традицией были позолочены.

Кстати, вы никогда не задумывались, почему русские церкви золотоглавы? Эта традиции сохраняется со времен Византии. А вообще-то еще в Древнем Египте верхушки пирамид были позолоченными. Золото – символ нетленности, вечности. Как пламя свечей, горят на солнце маковки и кресты. Как писал Высоцкий, «купола кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал».

Но прошедший век был таким, будто нас с небес замечать перестали. Войны, революции, перестройки. Храм, который тоже хотели снести, уцелел чудом. Верующие обращались во все инстанции с просьбой не трогать собор. Однажды во сне тогдашний настоятель отец Николай увидел святителя Алексия, которому посвящен правый престол. «Не бойся, храм будет стоять», – услышал он голос. Так и произошло.

Всем миром

Когда настоятелем Борисо-Глебского собора стал отец Георгий (Попов), в наследство он получил долг в три тысячи и пустую церковную казну. Казалось невероятным, что удастся сделать косметический ремонт, не говоря о серьезных реставрационных работах.

- Только с Божьей помощью возможно то, что происходит на наших глазах, – сказал «Часу» настоятель собора. – Возрождается вера, а вместе с ней – традиции благотворительности. Есть старая поговорка: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Многие понимают ее так, будто надо еще быстрее крутиться, стараясь побольше ухватить материальных благ. А я думаю, что смысл тут иной. Никто из нас не знает часа своего исхода. Не откладывай на завтра то, что поможет спасению души.

Сто лет назад, когда строился собор, помимо денег из военной казны поступали солидные суммы от частных лиц. Например, 8 тысяч рублей пожертвовал Павел Мельников, человек, с которым в Даугавпилсе многое связано. Прежде всего именно он спроектировал дамбу, защитившую город от наводнений. В качестве первого министра путей сообщения руководил строительством железных дорог. Наконец, и в строительство храма внес лепту. В наши дни первым примером того, что можно сделать всем миром, стало строительство часовни Александра Невского на месте взорванного храма. А потом настал черед и Борисо-Глебского собора. Он возрождается в том виде, каким был после окончания строительства.

Вновь над городом плывет белоснежный храм-корабль под золотыми парусами. В книге жертвователей на золочение куполов – более семи тысяч записей. Городская дума, русские общественные организации, общество узников нацизма… Но главный меценат в этом деле – руководитель фирмы «Гурон»  Олег Гущин, он же издатель «Нашей газеты». Газета объявила, что каждый подписчик вносит лепту в золочение куполов. Сотрудники издания обзвонили всех подписчиков, чтобы узнать, нет ли возражений против такой благотворительной акции. И практически все, независимо от вероисповедания, поддержали это начинание.

Праздник

В Латвии нет специалистов, способных выполнить такую работу. Поэтому золочением куполов занимаются художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Процесс трудоемкий, почти ювелирный. Сначала купол покрывается металлом. Потом грунтуется специальным составом. И затем прикрепляются пластинки сусального золота. Это лепестки тоньше человеческого волоса, они могут смяться не только от неловкого движения, но даже от сильного вздоха. А получается не только красивое, но надежное и долговечное покрытие. Понятно, что процесс реставрации зависит от погодных условий. Никто не знал, успеют ли позолотить основную гроздь куполов в этом году. Но сентябрь выдался необыкновенно теплым. И вот сняли защитную пленку и на солнце засияли кресты и купола. Праздник по такому поводу устроили на той самой площади рядом с храмом, где некогда устраивались парады. На сей раз здесь смонтировали сцену, а зрители расположились прямо на траве.

Открыл концерт церковный хор. В его составе – исполнители высочайшего класса. Вот, например, семья Пимановых. Певца Сергея Пиманова знают и в Латвии, и за ее пределами. Сын Алексей и дочь Анна – рядом с ним. Сын, обладатель прекрасного голоса, учится в Техническом университете. Анечка – наверняка будущая оперная звезда. Сейчас она на четвертом курсе консерватории. А вот Илона Багеле уже сейчас прима Латвийской оперы. Она всегда участвует в концертах в родном Даугавпилсе. Хор под управлением Евгения Устинскова – неоднократный победитель международных конкурсов. Конечно, выступили и творческие коллективы Русского дома.

Среди зрителей заметной была яркая иностранная пара. Немецкие художники Розвита и Дитер Пендзек приехали в Даугавпилс с необычной миссией. Двенадцать своих картин они сначала выставили в Даугавпилсской крепости, прямо возле древних стен, а потом… отправили их плыть по Даугаве – до Саласпилса. Идея в том, что эта жертва от мира искусства должна искупить вину за страдания людей, которые погибали и в здешнем гетто, и Саласпилсском концлагере.

Первый вопрос гостей из Германии был таким:

- Откуда привезли русские фольклорные ансамбли?

Узнав, что это местные коллективы, они очень удивились. И второй вопрос был задан более осторожно:

- А великолепные солисты – это тоже местные жители?

Получив утвердительный ответ, Розвита Пендзек вздохнула:

К сожалению, в Германии, как и во всей Европе, засилье массовой культуры. Я считаю, что эта примитивная и агрессивная музыка зомбирует людей, лишает их духовности. Наши предки голыми руками строили великолепные соборы, а на что мы сейчас тратим колоссальные ресурсы – на потребление? Вы даже сами не понимаете, какой мощной духовной силой обладают ваши люди!

Ну как после таких слов усомниться, что оставшиеся три купола тоже станут золотыми!


Написать комментарий