Дело архитектора Лейниекса: чиновник на свободе, но уже заключает контракт

Вчера в Рижском окружном суде должно было начаться рассмотрение скандального «дела Лейниекса». Оно отложено, но обвиняемый уже заключил брачный контракт. Похоже, г-н Лейниекс всерьез готовится к возможности получить реальный срок с конфискацией...

Это дело из громких. Известно как классический пример «борьбы с коррупцией по-латвийски». Напомним: чиновник этой весной был признан виновным во взяточничестве (1000 латов за разрешение перестроить чердак) и тут же отпущен с небольшим условным сроком. Что и вызвало скандал.

Как все было: 1000 латов за чердак

История достаточно недвусмысленная. По версии обвинения, все началось весной 2004 года с того, что некая Алина Шусте (впоследствии по мужу Летинская) приобрела чердачные помещения в доме по улице Кр. Валдемара с целью перестроить их в две отдельные квартиры. Для этого требовалось надстроить стену, обустроить мансарду и т. д. Был создан проект, который надо было согласовать во всех инстанциях, в том числе и в инспекции по защите культурных памятников.

Подав проект на рассмотрение в инспекцию и получив отказ, Шусте обратилась за советом к строителям, с которыми она заключила договор. Один из них, технический директор SIA AiHos Кивкуцанс, заметил, что лично знаком с Янисом Лейниексом, главой комиссии, и сможет «помочь решить вопрос». Через некоторое время он позвонил Шусте и сказал, что «есть две новости: хорошая и плохая». Проект согласовать можно, но за это придется выложить «штуку». Вторая попытка добиться согласования обычным путем также провалилась: по словам потерпевшей, когда ее вопрос рассматривался на комиссии, мнения разделились, и дело решил Лейниекс, проголосовавший против.

Тогда Шусте попросила своего жениха написать заявление в KNAB о вымогательстве взятки. Сотрудники бюро снабдили его диктофоном и мечеными купюрами. И вот 10 марта 2004 года Летинский передал деньги посреднику. Тот – другому, который в свою очередь и передал деньги Лейниексу в его кабинете.

19 марта 2004 года Лейниекса задержали. Деньги, правда, куда-то исчезли, но руки Лейниекса были в опознавательных химикатах, которыми в KNAB «надушили» взятку.

Линия защиты чиновника: «виновато рукопожатие»

На первом процессе линия защиты Лейниекса очень проста: денег он не брал. Поначалу его адвокат выдвинул и такую версию: химикаты на руке Лейниекса остались после рукопожатия с «посредником», державшим деньги. Однако экспертиза доказала: такой вариант невозможен.

Впрочем, чиновник продолжал стоять на своем. По его словам, в первый раз проект Летинских не был утвержден из-за того, что на заседание комиссии не явился ни один архитектор. Согласовать проект было невозможно, поэтому его отклонили, об этом было отправлено официальное письмо подателям проекта. Во второй раз в проекте были обнаружены недостатки. А потом однажды ему, Лейниексу, позвонил Кивкуцанс и принес проект, который Лейниекс уже много раз видел. Они его чуть-чуть посмотрели. Вот тогда он, возможно, и запачкал руки: «Конверт в бумагах мог просто не заметить».

Между инстанциями

В марте 2006 года суд первой инстанции признал Лейниекса виновным и тут же отпустил его, дав три года условно… Этот приговор стал очередным примером условных наказаний по громким коррупционным преступлениям. «Дело Лейниекса» удостоилось даже отдельного порицания от президента ЛР.

Прокуратура подала на апелляцию. Лейниекс – тоже. Более того: после приговора он дал понять, что пострадал за правду. Ведь его решения «мешали некому лицу проводить застройку в Старой Риге».

Вчера процесс Лейниекса был отложен – по причине отпуска прокурора. Однако выяснилось интересное обстоятельство. Несмотря на полное отрицание своей вины, перед нынешним процессом Лейниекс, как оказалось, принял кое-какие меры предосторожности.

А именно: заключил со своей супругой брачный контракт, переписав на нее практически все имущество, кроме книжек по архитектуре. (Это вполне объяснимо: в 2006 году отношение судов к чиновникам явно ухудшилось. Из неприкосновенной касты они постепенно превращаются в обычных смертных. Дошло до того, что суд первой инстанции дал реальный тюремный срок руководителю Центральной комиссии по приватизации жилья Зиедонису Зиединьшу.)

В общем, осторожность в наше время не помешает…


Написать комментарий