О пользе конкуренции для монополиста

Люди все меньше и меньше говорят по обычному телефону, предпочитая мобильную связь. Оператору фиксированной связи Lattelecom приходится придумывать новые способы заработка — Интернет, кабельное телевидение, та же мобильная связь и т.д. Как происходит трансформация одной из крупнейших компаний Латвии, Телеграфу рассказал главный исполнительный директор Lattelecom Нил МЕЛНГАЙЛИС.

— В следующем году Lattelecom, очевидно, перейдет во владение государства, а в более отдаленной перспективе может быть отдан на приватизацию. Понятно, что вам как наемному управляющему трудно комментировать решения акционеров компании, однако можете хотя бы кратко сформулировать ваше мнение относительно перспектив Lattelecom в связи со сменой состава собственников?

— Не думаю, что со сменой состава владельцев цели предприятия как-то существенно изменятся. Наши акционеры хотят и в дальнейшем обеспечивать нормальную деятельность компании, увеличивая ее стоимость. В данный момент вопрос о возможной смене структуры собственников компании находится в процессе рассмотрения, ничего еще не решено.

— Приближается конец года. Каким с финансовой точки зрения стал нынешний год для Lattelecom?

— Оборот по итогам нынешнего года вырос на 6—8%, то есть приблизительно до 144 миллионов латов. Для нас это очень неплохо, поскольку сама компания меняется и идет процесс реструктуризации ее доходов. Совокупный оборот у нас растет медленно, но по ряду услуг, предоставляемых предприятиями группы Lattelecom, объем продаж, то есть доходы, растут очень стремительно. Роль этих услуг в обороте увеличивается, а пропорция доходов от фиксированной телефонной связи вполне ожидаемо снижается.

— Если мы взглянем на историю Lattelecom, то еще в 2003—2004 годах ваш оборот сокращался, а теперь он растет. А как обстоит с прибылью в этом году?

— Прибыль будет немного больше, чем в 2005 году (тогда она составила 34,7 млн. Ls). Прибыль увеличилась не так заметно по сравнению с оборотом. Это связано с тем, что в структуре доходов Lattelecom увеличивается доля ИТ-услуг, которые по определению менее рентабельны по сравнению с телекоммуникациями. У занимающегося аутсорсингом бизнес-процессов предприятия группы Lattelecom рентабельность также ниже, чем у телекоммуникационных услуг.

— Вы уже несколько раз упомянули о структуре доходов Lattelecom. Какова она?

— Раньше 100% оборота давала именно фиксированная телефония, но теперь на нее приходится только около 60%. В будущем оборот от фиксированной телефонии продолжит уменьшаться. Остальные 40% доходов приносят другие услуги Lattelecom: Интернет и передача данных (около 20%) и различные ИТ-сервисы.

— А доходы от голосовой телефонии снижаются из-за уменьшения количества абонентских линий или из-за того, что люди просто все меньше и меньше говорят по обычному телефону?

— Число абонентских линий, которое снижалось на протяжении нескольких лет, сейчас стабилизировалось и больше не уменьшается так резко, как это было пару лет назад. Однако люди все меньше и меньше говорят по обычному телефону, и все больше — по мобильному. Голосовые звонки мигрируют в мобильную телефонию, а также — в VoIP (так называется технология, одно из популярнейших применений которой позволяет бесплатно или очень дешево делать телефонные звонки через Интернет. — К.К.).

Клиенты, которые сохраняют подключение к фиксированной телефонной сети, как мне кажется, очень часто делают это только потому, что надеются в будущем использовать эту линию для скоростного подключения к Интернету.

— По каким из услуг группы Lattelecom продажи в этом году увеличивались наиболее стремительно?

— Стремительно увеличились продажи ИТ-сервисов. Прежде всего госсектору, например, на нужды связанные с обороной, а также — с саммитом НАТО. ИТ-услуги и в будущем имеют очень хороший потенциал для увеличения продаж, поскольку государство продолжит обустройство границы и внедрение оборонных систем. Банковская сфера также постоянно нуждается в новых технологических решениях — хранилищах данных, системах для сканирования и обработки документов и т.п.

Кроме того, многие ИТ-услуги (в их числе — аутсорсинг) мы можем продавать зарубежным клиентам. А если оказываемая нами услуга имеет экспортный потенциал, то, следовательно, мы получаем выход на фактически неограниченный рынок. Ведь Латвия — это все-таки сравнительно маленький рынок для ИТ-решений. На ИТ-услуги в данный момент приходится около 15% оборота Lattelecom, но доходы от них растут очень быстро.

— Насколько можно судить со стороны, очень неплохими темпами увеличивается и число клиентов, использующих Lattelecom для подключения к Интернету. Сколько абонентов на данный момент, сколько ожидаете в следующем году?

— В данный момент постоянное подключение к Интернету от Lattelecom используют 104 тысячи абонентов, а в следующем году, мы предполагаем, это число может вырасти приблизительно до 140—145 тысяч.

— Понятно, что доходы Lattelecom от голосовой телефонной связи падают. Кроме того, инфляция в стране не дремлет, а следовательно, издержки также растут. Не планируется ли в связи с этим поднять тарифы на телефонные разговоры?

— Тарифы на телефонные разговоры Lattelecom не меняет уже на протяжении 7 лет. В отличие от других телекоммуникационных операторов мы не вносим своего вклада в инфляцию. Мы работаем в условиях конкуренции, и независимо от того, кому принадлежит Lattelecom, конкуренция вынуждает нас предлагать конкурентоспособные тарифы. Наше будущее мы все больше связываем с обеспечением интернет-подключений, а следовательно, могу гарантированно заявить, что на данный момент Lattelecom не планирует повышать тарифы на телефонные разговоры.

— Не планирует на данный момент… А если вы сохраните пост председателя правления Lattelecom, то и в следующем году тарифы на телефонные разговоры не будут повышены?

— Опасный вопрос. Отвечу по возможности дипломатично: в данный момент планов повышения тарифов на телефонные разговоры Lattelecom не рассматривает. Впрочем, я не исключаю, что расценки на какие-то услуги Lattelecom в будущем увеличатся, но маловероятно, что это будут тарифы на телефонную связь.

— Если доля фиксированной телефонии в обороте Lattelecom неизбежно сокращается, то, очевидно, вы надеетесь возместить эти потери за счет продажи интернет-подключений. Верите ли вы, что такое замещение действительно возможно и широкополосные интернет-подключения в смысле доходов действительно компенсируют Lattelecom падение популярности фиксированной телефонии?

— Да, я в этом уверен.

— Мировые эксперты, однако, с вами вряд ли согласятся. Скорее, наоборот, считается, что интернет-подключения, особенно в будущем, большой прибыли не принесут, поскольку, по аналогии с современными персональными компьютерами, будут только необходимым условием (или каналом) для получения самых разнообразных сервисов, поставщики которых и станут снимать главные сливки.

— В принципе, я с этим согласен. Но все-таки интернет-подключение остается тем каналом, через который клиент получает доступ к огромному числу сервисов. При этом для нас плата за интернет-подключение не будет единственным источником доходов, который позволит компенсировать потери в сфере фиксированной телефонии.

Все-таки Lattelecom активно развивает пакет ИТ-услуг, предоставляемых корпоративным клиентам. Доходы от этих услуг также растут и частично компенсируют потери в фиксированной телефонии.

Кроме того, Lattelecom включается в бизнес, связанный с информационным наполнением того самого интернет-подключения, то есть начинаем работать с услугами, которые доступны через Интернет. Все это вместе и должно компенсировать Lattelecom сокращение доходов от фиксированной телефонной связи.

— Кстати, об информационном наполнении. Когда Lattelecom начнет предлагать кабельное телевидение?

— Сроки не меняются. Это произойдет в первом квартале следующего года. Все оборудование для этого уже установлено и тестируется. Мы хотим, чтобы эта услуга с момента старта работала без перебоев и качественно. Мы не хотим повторять ошибки эстонской Elion и шведской TeliaSonera, у которых запуск кабельного ТВ сопровождался серьезными нареканиями по поводу качества услуги, хотя сейчас у той же Elion телевидение продается очень успешно.

Кроме того, Lattelecom постарается предложить нечто большее, чем пакеты кабельного ТВ, которые сейчас предлагают различные латвийские компании. В частности, мы попытаемся сделать ТВ более интерактивным, ввести возможность заказывать просмотр фильмов за отдельную плату, а также рассматриваем идеи по созданию сервиса, который будет базироваться на информации (например видеозаписях), созданной самими пользователями, то есть позволит им хранить видеозаписи, обмениваться ими и т.п.

— А что с мобильной связью? Возможностей очень много: Wimax, WiFi, GSM, CDMA. Какие из технологий Lattelecom намеревается развивать/использовать в будущем?

— Сейчас мы тестируем Wimax (технология, обеспечивающая скоростной беспроводной доступ в Интернет). Эта технология сейчас мало где используется, и многое зависит от результата проводимых нами испытаний. Думаю, что, используя эту технологию, мы сможем обеспечить доступ в Интернет в Риге и Рижском районе, а в будущем, возможно, и в других районах Латвии.

Что касается WiFi, то на данный момент Lattelecom установил в Латвии 350 WiFi пунктов доступа, в 2007 году собирается оборудовать еще 100—150 таких пунктов.

— А как же планы Lattelecom по выходу на рынок GSM-связи? Внесите наконец ясность: собирается Lattelecom покупать компанию Bite Latvija или нет?

— На последний вопрос я отвечать не буду. Мы рассматриваем самые различные возможности выхода на рынок GSM-связи. Однако нашим основным приоритетом все же остается беспроводной Интернет.

Впрочем, GSM-рынок нас интересует, и начать работать на нем Lattelecom может без покупки каких-то компаний.

— Каков был объем инвестиций Lattelecom в этом году и что планируется в следующем?

— В этом году мы инвестировали 32 миллиона латов. В следующем инвестируем столько же либо даже больше — приблизительно на 12%. Вложения главным образом направлены на строительство и модернизацию инфраструктуры. В следующем году Lattelecom фактически завершит процесс перевода на цифровые технологии (так называемая дигитализация) латвийской фиксированной телефонной связи — будет оцифровано 99% линий, и в начале 2008-го этот процесс завершим уже окончательно.

Мы не хотим повторять ошибки эстонской Elion и шведской TeliaSonera, у которых запуск кабельного ТВ сопровождался серьезными нареканиями к качеству услуги.
Рынок мобильной связи GSM нас интересует, начать работать на этом рынке Lattelecom может без покупки каких-то уже работающих компаний.


Написать комментарий