Россию проверят на жесткость

Не успела Германия 1 января возглавить Европейский союз, как канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила с многообещающим заявлением: Европа может заблокировать экспансию российского бизнеса, если Москва будет чинить препятствия европейским инвесторам.

Свое первое интервью после принятия Германией функций председателя Евросоюза и «большой восьмерки» Ангела Меркель дала английскому и немецкому изданиям газеты Financial Times.

Действие равно противодействию

Г-жа канцлер считает вполне законным желание России иметь прямой выход на западноевропейские рынки. В этом деле, однако, по ее мнению, требуется взаимность: газета приводит, в частности, такие слова немецкого канцлера: «Когда нам ограничивают доступ к российским предприятиям, не следует обижаться на европейцев за то, что и мы поступаем так же».

Государственный концерн Газпром пытается в настоящее время, приобретая фирмы в Западной Европе, выйти на рынок конечных потребителей своей продукции. Это встречает сопротивление на Западе, потому что в самой России обширные сферы национальной экономики объявлены стратегическими отраслями, доступ иностранных инвесторов к которые сильно ограничен. Например, в разработке новых нефтегазовых месторождений допускается только минимальное участие западных партнеров. Европа давно подталкивает Россию к тому, чтобы в рамках Энергетической хартии та допустила бы европейцев к своим газовым запасам и, что особенно важно, к трубопроводам. Однако Россия предпочитает строить и эксплуатировать свои месторождения и трубопроводы сама.

Европа с этим не согласна. В качестве ответной меры федеральное правительство в свою очередь позаботилось о том, заявила Ангела Меркель, чтобы и у российских предприятий не оказалось уж слишком большого влияния в таких концернах, как европейский авиакосмический EADS или немецкий Deutsche Telekom.

Деликатная тема подлежит обсуждению

Тревожит немецкого канцлера и внутриполитическая ситуация в России. «Мы стали свидетелями целого ряда происшествий, которые не могут не настораживать», – заявила Меркель в интервью Financial Times.

Глава правительства Германии имела в виду, в частности, убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко. Она, правда, воздержалась от прямой критики правительства Владимира Путина, но заметила: «Я вновь и вновь говорю российскому президенту, что высказывание иных точек зрения – это совершенно нормальное общественное явление. С этим надо жить».

Отношения с Россией станут, похоже, самой деликатной темой председательства Германии в Евросоюзе. В отличие от немецкого МИДа, который еще осенью разработал концепцию «сближения путем переплетения», ведомство федерального канцлера рассчитывает всего лишь на достижение договоренностей с Москвой по отдельным прагматичным вопросам. Главный среди них – энергетическая взаимозависимость.

И Америка – туда же

По странному совпадению практически в тот же день об ужесточении своей позиции в отношении России заявили и Соединенные Штаты, где к работе приступил конгресс нового созыва, заполненный победившими на последних выборах демократами. Причем российский вопрос в конгрессе был поднят сразу после того, как сенаторы и члены палаты представителей принесли присягу…

«Конгресс, вероятно, продолжит и даже усилит контроль за внешней политикой США по отношению к России в том, что касается общего внутриполитического развития в этой стране, а также отношений России с ее соседями», – говорится в докладе под названием «Ключевые вопросы 110-го конгресса», подготовленном управлением по иностранным делам, обороне и торговле исследовательской службы конгресса США, передает РИА «Новости».

Что же не устраивает Америку в отношениях с Россией? В докладе констатируется, что за время работы конгресса предыдущего созыва в течение предыдущих двух лет баланс в российско-американских отношениях сместился в «негативную» сторону. «Администрация Буша в целом стремилась делать упор на сотрудничество с Россией – как реальном, так и потенциальном, и не акцентировать зоны напряженности, которые могли бы помешать такому сотрудничеству, хотя 2006 год был отмечен ужесточением критики в адрес Москвы со стороны администрации», – говорится в исследовании.

В нем отмечается, что в отличие от администрации Буша «многие в конгрессе были менее терпимы по отношению к вызывающему беспокойство поведению России». «В течение работы конгресса 109-го созыва двухсторонние проблемы, как представляется, достигли «критической точки», в которой негативные аспекты перевешивают перспективы сотрудничества».

К числу позитивных моментов в отношениях Вашингтона и Москвы в докладе исследовательской службы конгресса отнесено, в частности, их «принципиальное согласие в том, что глобальный терроризм, подпитываемый исламским экстремизмом, является главнейшей угрозой для безопасности, которая при этом усиливается опасностью распространения оружия массового поражения».

Вторым позитивным моментом является «возможное двустороннее энергетическое сотрудничество, опирающееся на статус России как крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа».

В качестве противовеса этому выступают «зоны напряженности» – обеспокоенность США в связи с «антидемократическими и направленными против свободного рынка тенденциями». В числе таких «зон напряженности» названы «российское вмешательство в Грузии, Молдавии и на Украине», «строительство Россией ядерного реактора для АЭС в Иране, а также ее (России) нежелание поддержать санкции для того, чтобы убедить Иран не осуществлять незаконную ядерную деятельность».

Авторы доклада признают, впрочем, что со своей стороны Россия обеспокоена влиянием или прямым вмешательством США и НАТО во многих государствах бывшего СССР, а также тем, что «Москва считает двойными стандартами, используемыми Западом по отношению к России».

Мнение политологов по вопросу отношений Запада с Россией, как всегда, расходятся. Те, кто спит и видит Россию побежденной, уверены, что вот-вот начнется новая эпоха дрессировки русского медведя, который за морковку будет послушно садиться на задние лапы и исполнять прихоти европейского дрессировщика. Большинство же сходится в одном: вполне естественно, что каждая страна защищает свои геополитические и экономические интересы. А способность находить компромисс между требованиями всех игроков на арене – это и есть Большая Политика.


Написать комментарий