Секс по Лагановскису

Года два назад на улицах Риги появились крупноформатные плакаты с надписью Latvieši vairojas ("Латыши размножаются") и достаточно натуралистичным изображением сексуальных поз. Организаторы акции пытались таким образом инициировать дискуссию о нивелировании в стране значения сексуальности, которая используется в рекламе ради продажи какого-либо товара. Занимавший тогда пост главного художника города Леонард Лагановскис размещение сей наглядной агитации без согласования с ним признал нарушением.

Леонард Лагановскис (1955) окончил отделение сценографии Латвийской академии художеств. Жил и работал в Германии. Получил международные стипендии Берлинского фонда культуры (1991), Берлинского сената культуры (1995), Центра современного искусства Banffa (Канада, 1992) и др. Был главным художником Риги. Его работы находятся в собраниях Латвийского Национального художественного музея, музеях Берлина, Нью-Йорка, Таллина, в частных коллекциях в Латвии и за рубежом.

Нынче Лагановскис, уже в качестве свободного художника, открыл свою весьма эротичную выставку “8 Марта. Водка, секс, духи”. Разместив ее в гораздо более интимном пространстве Rīgas galerija (что на бульваре Аспазияс) и посвятив проблеме опасной зависимости человека от тех или иных вызывающих наслаждение вещей и привычек, общепринятых стандартов и моды.

Видит око, да не все поймет

Это около 90 работ — живопись, рисунок, дигитальная печать. Автор развивает тему, заявленную им три года назад в экспозиции Tiesības iekārot, получившей Приз года Латвийского союза художников в номинации “Лучшая персональная выставка”. Лагановскис продолжает любимые филологические игры с языком, текстом, словом, шрифтами. Которые давно уже эксплуатирует в работах, являющихся, как правило, умозрительными конструкциями, выраженными визуально. Весьма ироничными.

Поклонникам классических пейзажей, натюрмортов и вообще так называемой “красоты” делать здесь нечего. Организаторы экспозиции настаивают на особой интеллектуальности творчества Лагановскиса, которого давно интересуют социальные темы — война, политика и общество, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Сам автор предупреждает, что многое в экспозиции ориентировано на посетителя с гуманитарной базой знаний и неподготовленный человек поймет далеко не все.

Картины запойные и убойные

Телеграф (разумеется, с учетом своеобразного юмора Лагановскиса) попросил художника кое-что расшифровать. Оказалось, что открытие выставки аккурат в не признаваемый государством Международный женский день — всего лишь прекрасное совпадение. “Однако то, что у слабого пола есть свой, хотя и неофициальный, но все же широко отмечаемый в частном порядке праздник, — строго уточнил автор, — нас, мужчин, дискриминирует. У нас такого праздника нет”.

— В нашей стране многие зависимы от алкоголя, наркотиков, азартных игр, что у меня и отражено в работах, вывешенных на первом этаже, — продолжает Леонард. — Немало в стране и трудоголиков — это тоже довольно опасная страсть. А мне, чтобы сделать работу на эту тему, нужно было просидеть целую неделю с утра до вечера у компьютера. Потом у меня изображены простая детская игра “Цирк” (буквально вся эта клетчатая плоскость с нарисованными лесенками, фигурками, цифрами, только в сильно увеличенном масштабе. — Н.М.) и еще компьютерная игра (ребенок играет, играет, потом оторвется — а жизнь и прошла!). Кроме дигитальной печати я использовал китайскую тушь, карандаш, масло, акварель, акрил. А так как все губительные страсти и зависимости можно сравнить с запоем, то и названия полотнам придумал “водочные” — Perspektivnaja, Daltonskaja, Circusnaja, Taipfeisofskaja…

Духи отдельно, тараканы отдельно…

Заявленная в названии выставки тема секса проходит через все работы. Но если “водочная серия” на вкус обывателя еще вполне “прилична”, то выставленные на втором ярусе циклы у чопорного зрителя вызовут, мягко говоря, чувство неловкости. Особенно рискованный дизайн серии “Флаконы” и серия Createur d’automobiles, источником вдохновения для создания которой стали различия в анатомии женщины и мужчины.

— Это мои эротические фантазии на темы логотипа автофирмы Renault, — спокойно поясняет Леонард. — Есть тут и пародии на тему еще одной нашей мании, увлечения тремя полосками от фирмы Adidas. А в моих “Озерах” каждому названию парфюма соответствует свой цвет: “Шанель № 5”, например, желтоватый, Angel — голубоватый. Есть серия, основанная на сопоставлении цветовых и смысловых контрастов: цвет губ — и салата, неба — и навоза, сигары — и человеческого тела…

И еще одна вариация на тему женщины и мужчины. В цикле “Диалоги” Лагановскис разбросал по пустым листам группки как бы беседующих тараканчиков. Рядом с каждым подпись: Кант, Спиноза, Платон, Руссо и т.д. Так автор иллюстрирует мысль о том, что будь мужчина хоть трижды гениален, без женщины мир все равно пуст.

Выставка продлится до 28 марта.


Написать комментарий