Куй счастье, пока горячо!

Издревле народная молва приписывала кузнецам дар приносить людям счастье. И для новобрачных примета была: скрепить любовь сильным ударом молота о наковальню.

Для этого они приходили к самому уважаемому среди мирян человеку — кузнецу. Ведь не зря говорят: то счастье крепким будет, которое закалку хорошую имеет. Два дня на празднике города пылали кузнечные горны и гремели молоты по наковальне. Пройти огонь и воду даугавпилчанам и гостям города помогали мастера кузнечного дела. Свое виртуозное мастерство кузнецы демонстрировали наглядно. Толпы любопытных завороженно глядели, как из бесформенного куска металла появляется неповторимое произведение искусства. А многие и сами пытались попробовать выковать на счастье подкову, гвоздь или монетку. Особенно — монетку. Загадываешь желание, бьешь по наковальне и получаешь маленькое сверкающее солнышко. Желание обязательно сбывается.

Мы кузнецы, и дух наш молод…

Все кузнецы немного похожи — серьезные, даже суровые на вид мужчины в огнеупорных фартуках. Даугавпилчанин Эдгар Вронский исключением не стал — по крайней мере, с виду. А при разговоре оказался очень милым и приветливым парнем. Он рассказал, что свою жизнь с железом связал еще в ранней юности.

— Как школу закончил, сразу же пошел работать по профессии слесарь-инструментальщик. Пару лет проучился в университете, но быстро понял, что это не мое, и вернулся к железу, решил, что лучше буду работать руками. Своему ремеслу я не учился, навыки приобретал опытным путем — работал на ЛРЗ, потом на «Циглере». А поскольку работа и слесаря, и кузнеца связана с металлом, долго мне эту профессию осваивать не пришлось — рядом был кузнечный цех, и я видел, как происходит работа.

Своя кузня (Ēdgara Vronska Kalēju Studija) у Эдгара всего два года. Он счастлив, ведь этому предшествовал долгий путь упорного труда и поисков себя. Как и большинство молодых людей, попытал счастья и за границей. Работал в Италии и по строительству. А когда вернулся в Даугавпилс, познакомился со своей будущей женой — Оксаной. Знакомство с ней Эдгар считает поворотным пунктом не только в своей личной жизни, но и в карьере. Оксана — художник-дизайнер. Вначале они вместе попробовали мастерить разные художественные вещицы — открытки с медью, подсвечники с деревом. Затем стали придумывать небольшие совместные проектики.

— В общем, это было то, о чем я мечтал — чтобы работа была связана с искусством. Однажды Оксана объявила, что нашла заказ на изготовление кованой мебели. Я взялся за дело, у нас получилось, так все и завертелось.

С благословения духов огня

Сейчас профессия кузнеца для Эдгара — это его все: и работа, и хобби, и образ жизни. А начинаются трудовые будни в кузнице с обязательного ритуала священнодействия.

— Сначала надо помолиться своим богам — духам кузницы, духу огня. В каждой кузне обитают свои духи, и относиться к ним надо с уважением. Для нас наковальня и горн — священные места, там всегда должен быть порядок, и ничего постороннего на них лежать не должно. Перед началом работы сжигаю веточку вереска, чтобы духи были ко мне благосклонны и работа спорилась.

На самом деле эта традиция имеет долгую историю, уходящую в глубь веков. На святилище грозного бога войны Ареса скифы возлагали железный меч, которому ежегодно приносили жертвы. Культ железа наблюдался и у кавказских горцев. Железу приписывалась способность исцелять раненых. А кто, как не кузнец, обладал умением отправлять бесформенный кусок железа в объятия огня, чтобы он принял в себя его силу и превратился затем в предмет, полезный людям. Его считали «вещим» человеком. В Африке кузнецу не только доверяли изготавливать деньги, но поручали ему воспитать молодое поколение.У многих азиатских народов кузнецом мог стать лишь человек, предки которого были кузнецами, поскольку ремесло его считалось священным. В Англии на пирах в королевском дворце кузнец сидел за одним столом с королем и ел те же яства, что подавались его величеству. В Киевской Руси кузнец считался и знахарем, и прорицателем. У якутов кузнец приравнивался к шаману. А сам процесс плавки металла в разных странах нередко сопровождался религиозными церемониями. Например, африканское племя гангуелла перед рытьем плавильной ямы долгое время постилось. В яму бросали священные корни и окропляли ее кровью жертвенной курицы. Под звон железного колокола знахаря и под завывание трубы из рога антилопы совершалась выплавка металла. Сейчас кур для удачного изготовления металлических изделий никто не режет.

Быть кузнецом — это престижно

Но и поныне ритуал плавки металла и ковки изделия вызывает у зрителей внутренний трепет, а сам кузнечных дел мастер — невольное восхищение.

В наше время кузнецам магических свойств не приписывают. Однако и сейчас профессия кузнеца является престижной и востребованной. Ведь иметь оригинальные и красивые вещи, которым к тому же, как говорится, сносу нет, — очень модно. Абсолютно все они получаются эксклюзивными, ни одна не повторяет другую. Ведь в каждом изделии — душа мастера, и к ковке каждой вещицы, будь то бытовой гвоздь или выставочный подсвечник — свой подход. На суд зрителей Эдгар представил ярмарочные работы на продажу и выставочные, которые не продаются. Прекрасные творения — настоящие металлические кружева! Как члены Общества даугавпилсских ремесленников ему необходимо участвовать в различных пленерах и выставках. Делает он это с удовольствием, поскольку на них можно и себя показать, и на других посмотреть. Тем более, что техника и особенности ковки у всех разные. Сам Эдгар в изготовлении своих изделий старается придерживаться ручной художественной ковки, в том числе согласно старинным технологиям. А параллельно учится в рижской студии «Аусеклитис» на звание Мастера.

— Кузнечное ремесло — не такая работа, где с утра пошел на работу и бей молотом по наковальне до самого вечера. Да и попробуйте двухкилограммовым молотком весь день помахать!

А я прежде всего художник, и для работы мне нужно вдохновение. Вдохновение находит — и ты тогда чудеса начинаешь творить. Все вначале происходит в голове: появляется идея, потом она начинает приобретать более конкретные формы, обрастать эскизами, рисунками. Конечно, создание предмета искусства в любом случае долгий процесс. Гвоздь-то можно и за две минуты сделать…

А помогает Эдгару чудеса творить Оксана — и жена, и первый помощник, и генератор идей, и Муза. Именно она делает эскизы и рисунки, которые Эдгар воплощает в жизнь.

Еще в старые времена мастера секретами кузнечного дела посторонних одаривали неохотно. Чаще всего они передавались от отца к сыну. Подрастает и у Эдгара свой подмастерье — сынишка Глеб.

— Тоже кузнец растет?

— Надеюсь, что профессор… кузнечного дела. Конечно, хотелось бы, чтобы сын продолжил мое дело.

14.06.2007 , 15:13

Светлана КУБАСОВА


Написать комментарий