Штокенбергс: новый Кабинет ничего не изменит

29 ноября президент Латвии встречался с экс-министром и бывшим членом правления Народной партии, а теперь независимым депутатом Сейма Айгаром ШТОКЕНБЕРГСОМ. Валдис Затлерс внимательно выслушал оппозиционера. А тому явно было что сказать. Зная не понаслышке о политической кухне “оранжевых”, накануне встречи с президентом Айгар Штокенбергс рассказал “Телеграфу”, каким он видит развитие событий.

“Новое время” подставят!

— Господин Штокенбергс, к чему, на ваш взгляд, приведут переговоры о формировании правительства?

— Обществу давно понятно, что этот парламент не заслуживает доверия. Можно, конечно, делать какие-то косметические перестановки, но все равно это будет то же самое правительство Айгара Калвитиса. Всем понятно, что даже при наличии в Кабинете нескольких министров от Нового времени реальный курс будет задавать та же действующая коалиция и те же люди, которые довели страну до такой степени недоверия к власти. Это же я и буду говорить господину Затлерсу.

— И что вы предлагаете? Распустить Сейм?

— Рано или поздно мы к этому все равно придем. Думаю, ближайшие полгода все равно покажут, что нет смысла делать еще одно правительство, которое все равно будет тем же правительством Калвитиса. У президента есть несколько рычагов власти. Но, к сожалению, кого бы ему ни предложили в качестве кандидата на пост премьера, это все равно будет кто-то из старой коалиции. И самое печальное, что нет оснований надеяться на какое-то возможное улучшение ситуации.

— А зачем, на ваш взгляд, правящей четверке понадобилось Новое время?

— Игра очень простая. Все понимают, что есть признаки экономического кризиса. И если Новое время входит в такое правительство или даже им управляет, то, конечно, уже через полгода реально действующие политики смогут с легкой душой взвалить всю ответственность на Новое время. Их просто хотят подставить.

— То есть вы полагаете, что Новому времени не стоит ввязываться в игры с коалицией?

— Нет. Я думаю, Новому времени нужно действовать последовательно. Им нужно вспомнить, что они говорили после парламентских выборов, к чему призывали, стоя на Домской площади. И не отказываться от своих принципов ради министерских портфелей.

— Неделю назад Народная партия провела свой десятый конгресс, и впервые вы в нем не участвовали. Как вы оцениваете результаты со стороны? Многие полагают, что авторитет Шкеле после всех событий только повысился.

— Не думаю. Они просто легализовали его. И у Шкеле наконец появилась возможность открыто показать, кто там главный. Ни правление партии, ни Калвитис как председатель, а только он управляет партией.

— Вы думаете, Шкеле может вернуться в активную политику?

— Если бы он действовал как честный политик, он, безусловно, открыто высказывал бы свое мнение и брал бы на себя ответственность за принимаемые решения.

— Но, кажется, вы в подобный сценарий не верите?

— Нет, конечно.

Опасные игры с латом

— И тем не менее недавно Андрис Шкеле появился на публике во время вручения экономического приза Спидола. Как вы оцениваете главные тезисы его спича, например, наказ заложить в бюджет профицит в 5%?

— Самое смешное во всем этом, что такое предложение появляется как раз после принятия бюджета. Интересно, почему такую мысль не озвучили раньше ни премьер, ни министр финансов, ни советник министра Эдмунд Крастиньш? Только когда бюджет уже принят, появляется Шкеле и говорит о пользе экономии. Да любой первокурсник факультета экономики знает, что в условиях роста инфляции государству нужен бюджет с профицитом. Вопрос лишь в том, за счет чего он достигается — за счет снижения министерских расходов или за счет населения, как сейчас.

— А что вы думаете насчет предложения Шкеле разрешить бизнесменам-экспортерам платить налоги в евро? По словам Шкеле, якобы такая политика будет содействовать экспорту и скорейшему введению евро.

— Я бы посоветовал господину Шкеле прежде познакомиться с принципами формирования бюджета, если он за годы нахождения в тени их уже подзабыл. Если налоги платятся в евро, то и зарплаты надо выплачивать в евро. Представьте ситуацию, при которой в казне не хватает латов в нужном объеме, но при этом нужно выплачивать зарплаты госсектору и погашать задолженности по счетам. В этом случае все издержки на конвертацию валюты все равно лягут на государственную казну. А точнее — на налогоплательщиков, на вас и на меня, которые и будут возмещать выгоду экспортеров.

— А позицию лата такой оригинальный подход к инкассации налогов может ослабить?

— Конечно. И к тому же это будет важный сигнал для иностранных инвесторов: Латвийское государство предпочитает евро, а не латы! Да и у международных наблюдателей тоже появится повод засомневаться, насколько сами власти Латвии доверяют своей национальной валюте.


http://www.novonews.lv/news/2007/11/30/lat_gazety/029612.html


Написать комментарий