Бульдоги под ковром

Рисунок Сергея Тюленева.
Рисунок Сергея Тюленева.
Уинстон Черчилль как-то сравнил политический процесс в России с дракой бульдогов под ковром. Для Латвии это определение тоже весьма актуально.

29 марта правительству Годманиса исполняется 100 дней

Правительство Годманиса приближается к отметке “100 дней работы”. И чем ближе этот рубеж, тем сильнее давление на действующий Кабинет со стороны коллег по коалиции. Вот и рядовой член Народной партии Андрис Шкеле сделал резкое заявление: “Если премьер не поддержит административно-территориальную реформу, правительство падет”…

В интервью “Латвияс авизе” Шкеле пояснил, почему эта реформа имеет такое большое значение для оранжевых:

- Не потому, что реформу поддерживает Народная партия. Убытки, которые несет государство, уже исчисляются сотнями миллионов латов.

Видимо, заявление Шкеле можно рассматривать как ультиматум правительству Годманиса. Которому сейчас приходится нелегко: с одной стороны его прессингуют народники, c другой – Союз зеленых и крестьян, у которого совершенно противоположный взгляд на пресловутую административно-территориальную реформу.

Народники предлагают cократить количество самоуправлений в стране и из более чем 500 местных органов власти оставить только 102. “Зеленые крестьяне” считают, что столь резкое сокращение самоуправлений не улучшит эффективность управления. Уступать никто не собирается.

Глава парламентской фракции Cоюза зеленых и крестьян Аугустс Бригманис в разговоре с “Часом” отметил, что CЗК намерен отстаивать свою точку зрения:

- Если правительство рухнет, то из кого мы будем составлять новое? – философски заметил политик. И добавил с надеждой: – Может, до этого и не дойдет.

*Сумеет ли Годманис разрулить проблемную ситуацию? *

- 100 дней – медовый месяц любого правительства. От него еще никто ничего не требует, – говорит депутат Сейма от оппозиционного объединения ЗаПЧЕЛ  Юрий Соколовский. – Вспомните анекдот про три конверта. Когда босс, уходящий в отставку, дает своему заместителю три конверта с советами: в первом написано – все проблемы вали на меня, во втором – обещай, в третьем – готовь три конверта. Так и в случае с правительством Годманиса. Медовый месяц заканчивается, скоро начнут требовать.

И тут не следует забывать фактор народников: эта партия лишилась премьерского кресла и, вероятно, попытается его вернуть.

Недавно Калвитис читал лекцию у латвийских студентов и рассказал им, как было “cкинуто” правительство Индулиса Эмсиса. Тот Кабинет, к слову, тоже был техническим, компромиссным, как и этот. Народники “уничтожили” его, не приняв свой собственный проект бюджета.

Думаю, Годманиса они тоже попытаются убрать. В первые сто дней этого делать было нельзя, поскольку они сами подписались за это правительство, но по истечении некоторого времени – скажем, месяца через два-три – оранжевые наверняка попробуют что-то изменить. Бульдоги уже под ковром. Рык и шебуршание отчетливо слышны. Вопрос лишь в том, когда псы выберутся наружу…

Впрочем, союзником Годманиса в этой ситуации может стать… кризис. Социолог Айгарс Фрейманис в разговоре с “Часом” отметил, что у большинства населения фигура премьера ассоциируется с кризисным политиком:

- Народная партия не испытывает особого восторга в связи с тем, что на посту премьера человек, представляющий маловлиятельную фракцию, каковой является Первая партия/“Латвийский путь”, – говорит эксперт. – Думаю, что Шкеле в своем интервью дает намек: Народная партия ждет своего часа. Но он прекрасно понимает, что оранжевые министры неконкурентоспособны по сравнению с Годманисом. Им нечего сказать, а когда они открывают рот, выдают либо банальность, либо глупость. То, что он говорит в интервью о территориальной реформе, должен говорить министр по делам регионального развития Эдгарс Заланс.

Годманис – пожарный. Он приходит, когда начинается кризис. А во время кризиса многие вещи остаются незамеченными… Ради стабильности или хотя бы иллюзии стабильности. Поэтому правительство Годманиса скоро не падет.


Написать комментарий