Натурализация в другую сторону

Интересную информацию опубликовала “Нарвская газета” (Эстония). Оказывается, во втором полугодии прошлого года число тамошних неграждан, подавших заявления на получение российского гражданства, возросло вдвое. Автор связывает это явление с реакцией на снос Бронзового солдата и вступлением страны в Шенгенскую зону.

С каким паспортом удобнее жить?

Эстонский пример

В 2007 году в Эстонии натурализовалось на 11% меньше неграждан, чем в 2006-м. Обратим внимание, что в одном случае речь идет о подаче заявлений, в другом – о получении паспорта. Так как процессы длительные, занимают около года, то газета не совсем корректно сравнивает события второй половины прошлого года со всем позапрошлым.

Между тем у нас в Латвии натурализация резко сократилась именно в 2007-м, когда количество поданных заявлений упало более чем втрое по сравнению с 2006 годом, – это связывают с отменой визового режима для неграждан в большинство европейских стран.

Вероятно, такая тенденция не обошла и Эстонию, да и апрельские события вряд ли у многих эстоноземельцев вызвали дополнительные стимулы к натурализации. Одним словом, число эстонских неграждан, получающих российское и эстонское гражданство, сегодня соизмеримо и очевидна тенденция к росту первой цифры и уменьшению второй.

Латвийская статистика умалчивает о числе неграждан, получающих гражданство восточного соседа. В отличие от Эстонии, где число россиян уже с начала 90-х примерно равно числу неграждан, у нас эта цифра всегда была на порядок меньше и практически не росла – приобретение российского гражданства обычно было первым шагом к переезду на историческую родину. А вот сегодня появились прагматичные аргументы в пользу натурализации в российскую сторону.

Плюсы чужого гражданства

Давайте только с самого начала рассуждений исключим патриотическую шелуху: “почувствовать связь с родиной”, “влиять на политику государства” и т. п. Эта риторика была уместна при вступлении в комсомол, а современный человек выбирает тот паспорт, с которым удобнее жить.

С ментальной же точки зрения, наиболее естественным состоянием для человека, проживающего в одной стране, но говорящего и думающего на языке другой, является двойное гражданство. Латвийские руководители хорошо понимали это, когда разрешали такое для латышей Запада, а теперь все больше говорят о такой возможности для ирландских эмигрантов. Двойное гражданство решило бы все проблемы, но русскоязычным оно не положено. Значит, надо выбирать.

Главным аргументом в пользу российского паспорта является свобода перемещения в восточном направлении. До прошлого года россияне могли посещать без визы большинство стран СНГ, зато не могли поехать свободно даже в соседние Литву и Эстонию. В январе 2007 года страны Шенгена были открыты для неграждан, но уже с декабря того же года эта привилегия коснулась и россиян с видом на жительство в Латвии.

Более того, Шенгеном мир не ограничивается. Сейчас Россия договаривается о безвизовом режиме с Сербией, Израилем. Слабо верится, что Латвия предпримет подобную активность в отношении своих неграждан.

При этом российское гражданство удобно даже для тех, кто в России никогда не бывает. Знакомый белорус пытался стать гражданином своей исторической родины с прозаичной целью почаще навещать больную мать. Ему отказали: нет собственности в Белоруссии. Он оформил российское гражданство и в ус не дует.

Право безвизового проезда не только большое удобство при поездках в отпуск. Это еще и солидное преимущество на рынке труда. Я знаю человека, который долгое время был единственным россиянином в организации, где работа связана с сопровождением грузов в страны СНГ.

Иванова надо послать на Украину – оформляют украинскую визу, Петрова в Казахстан – казахскую. Так представляете, как удобен для начальства Сидоров, который готов собраться за полчаса и выехать в любую сторону!

Другое важное благо, которое дает российское гражданство латвийцам, – право на российскую пенсию. Несколько лет назад ее стали выплачивать всем россиянам, имеющим достаточный советский стаж, несмотря на то, что они получают пенсию в стране проживания. Если бы я жил в России, то возмущался бы: тамошним пенсионерам не помешали бы эти деньги. Но дают – бери, и я знаю многих латвийских старичков, получающих ныне две пенсии.

С вступлением в силу уже подписанного социального договора лафа должна кончиться: придется выбирать, и выбор будет в пользу Латвии, где пенсии значительно выше. Но пока неясно, станет ли требование выбора распространяться на тех пенсионеров, кто уже получает обе пенсии. И в любом случае можно будет сыграть на разнице в пенсионном возрасте.

Средняя пятидесятипятилетняя латвийка имеет около 20 лет советского трудового стажа. Это дает право немедленно получить небольшую – латов 50 – российскую пенсию. Умножим эту цифру на семь – столько лет ей ждать выхода на пенсию по латвийским законам, потом на двенадцать месяцев в году, учтем, что пенсии понемногу растут… Сумма выльется тысяч в пять, причем не облагаемых налогами. Ну а в 62 года можно смело отказаться от российской пенсии в пользу отечественной.

Чего следует опасаться

Разумеется, принимая столь ответственное решение, как обращение в гражданство другой страны, надо взвесить не только плюсы, но и минусы. Главным из них является политическая уязвимость.

Пример Александра Казакова наглядно показывает: любая общественная активность для россиянина в Латвии опасна. И даже тот, кто ведет себя тише воды, ниже травы, рискует: с наших политиков вполне станется при каком-то обострении международной обстановки или просто внутренней паранойи взять и депортировать любого россиянина, а то и всех скопом – и никакой управы на них вы не найдете.

В той же Эстонии подобные прецеденты периодически происходят. Впрочем, сегодня риск таких неприятностей не выглядит чрезмерным. Кроме того, надо оценить, не потеряете ли вы некие важные для себя привилегии. Как известно, неграждане по сравнению с гражданами Латвии поражены в правах примерно по 80 позициям.

Большинство из этих ограничений на самом деле преимущества граждан Латвии, к каковым во многих случаях приравнены и граждане Евросоюза. Вроде бы нечего терять, но стоит уточнить. Чтобы не потерять постоянный вид на жительство, важно не засиживаться за границей – сроки отсутствия в Латвии ограничены.

Не советовал бы я приобретать российское гражданство тем, кто видит свое будущее на Западе – вряд ли стоит отдавать себя в заложники сложным отношениям соседней державы с сильными мира сего. Визу в Великобританию или США негражданину получить легче, чем россиянину, а уж на месте большинство чиновников просто не знают, что за зверь такой негражданин.

Политические последствия

И все же, подводя баланс, следует сделать вывод: вероятно, в ближайшее время будет расти число граждан России в Латвии. По крайней мере сегодня все стимулы натурализации уже исчерпаны: кто хотел, давно получил синий паспорт. Доводы в пользу российского гражданства новые – Шенген либо, увы, постепенно подступающие – пенсионный возраст.

И это должно вселять оптимизм и в тех, кто не собирается получать гражданство России, а также любой другой страны, за исключением родной Латвии. Как только тенденция к росту числа россиян будет замечена властями, возникнет ситуация конкуренции. Это же унизительно, когда люди, прожившие жизнь в одной стране, после долгих раздумий принимают гражданство другой, да еще не самой дружественной. А конкуренция – двигатель прогресса, она неминуемо заставляет владельца неких благ сделать свой товар более привлекательным. По какому бы пути этот прогресс ни пошел – либо упрощение натурализации, либо уменьшение привилегий гражданам перед негражданами при сохранении таковых перед иностранцами, – демократия в стране только выиграет.

Возможна, конечно, и другая реакция – дескать, нечего их интегрировать, как волка ни корми, все в лес смотрит. Но вряд ли такая позиция понравится нашим европейским шефам, которые дают на интеграцию деньги и вовсе не жаждут у себя в Евросоюзе получить значительную колонию россиян – не только по ментальности и культуре, но и по формальной принадлежности.

Некоторое время назад я слушал лекцию эстонского социолога, который сравнивал группы русскоязычных эстоноземельцев с эстонским, российским и негражданским паспортами. Понятно, что среди граждан Эстонии выше процент людей с образованием, высокими доходами и вообще довольных жизнью. Неожиданным для меня стало, что эстонские россияне относительно неграждан тоже живут побогаче и даже в среднем лучше владеют эстонским языком.

Вывод был такой: получение любого гражданства – проявление некоторой активности, стремления улучшить свою жизнь. Тот, кому ничего не нужно, плывет по течению с тем паспортом, который дали. Интересно, подтвердятся ли эти наблюдения в Латвии, когда число россиян станет статистически значимым?

Цель данной статьи отнюдь не реклама российского гражданства. Я убежден, что наиболее естественное существование человека в любой стране – с ее паспортом в кармане, пусть даже из соображений “с волками жить – по-волчьи выть”. Но почему бы не оценить всерьез и другие возможности, если натурализоваться уж никак неприемлемо.

И пусть не грустят латвийские россияне, если вдруг им покажется, что они ошиблись и латвийское гражданство больше по душе: все можно исправить, натурализоваться имеет право любой житель страны, отказавшийся от предыдущего гражданства.

Чего нельзя – так это вернуться в неграждане. Но стоит ли жалеть о таком ублюдочном статусе?


Написать комментарий