Страсти по Лоскутову

Вопрос о дальнейшей судьбе руководителя Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Алексея Лоскутова вот уже вторую неделю является определяющим для всей латвийской политики. Даже очередной скачок инфляции не привлек к себе такого внимания, как события вокруг Лоскутова! И в течение всей этой предпраздничной недели Лоскутов, безусловно, останется главным ньюсмейкером.

Политики хотели бы решить этот вопрос в темпе

Откровения Велдре

Сегодня, 16 июня, состоится очередное заседание созданной правительством комиссии по оценке деятельности Лоскутова. Сначала предполагалось, что именно 16 июня комиссия благополучно завершит свою работу и доложит Кабинету министров об итогах проверки, но руководитель комиссии, генеральный прокурор Янис Майзитис попросил о продлении срока, с чем правительство согласилось. Так что доклад о Лоскутове будет заслушан лишь в среду или даже в пятницу.

Но это не мешает лицам, связанным и не связанным с этим делом, высказывать свои мнения и оценки. Первым дискуссию начал один из членов комиссии, министр обороны Винетс Велдре. Он уверенно заявил, что комиссия нужна только для того, чтобы формально обосновать увольнение шефа бюро. По словам Велдре, министры и лично премьер возмущены нарушениями, которые допущены в этом учреждении.

- Деятельность комиссии – это работа по отстранению, – подчеркнул Велдре.

На эти слова немедленно отреагировал сам  Алексей Лоскутов, потребовавший созвать в пятницу внеочередное заседание правительства и рассмотреть вопрос об отзыве Винетса Велдре из комиссии. Лоскутов полагает, что Велдре, заявив, что решение об отстранении главы бюро уже принято и что работа комиссии носит формальный характер, выразил крайнее неуважение не только к комиссии, но и к правительству, которое ее сформировало. Кроме того, по мнению Лоскутова, подобные заявления дают основания сомневаться в объективности министра.

Лоскутов подчеркнул, что до тех пор, пока он не получит от правительства ответа об отзыве Велдре из состава комиссии, он не видит возможности являться на ее заседания, чтобы давать разъяснения. Но правительство постановило, что Велдре в комиссии останется. О чем премьер-министр Иварс Годманис направил Лоскутову официальное письмо.

А если это провокация?

В свою очередь газета “Диена” выступила со смелой версией о том, что пропажа денег в бюро – это спланированная провокация. Как пишет “Диена”, поведение одного из задержанных Яниса Имши в момент, когда был открыт сейф, где должны были храниться все деньги, изъятые в ходе обысков, было на удивление спокойным. “Наблюдателям со стороны могло показаться, что после того как руководство Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и следователи констатировали, что находящиеся в сейфе конверты являются слишком тонкими, чтобы в них хранились все деньги, Имша почувствовал облегчение – он выглядел так, как будто произошло то, чего он давно уже ждал”, – пишет газета.

По мнению “Диены”, прокуратуре в ходе расследования надо найти ответ на главный вопрос: “не была ли пропажа денег целенаправленной и хорошо спланированной провокацией, чтобы вложить в руки правящей власти и ее тяжеловесов так долго отсутствовавший предлог для освобождения от должности начальника бюро Алексея Лоскутова и его неприятной для политиков заместительницы Юты Стрике”. “Диена” видит целый ряд странных совпадений, а также отмечает, что высказывания разных политиков – по большей части связанных с Народной партией! – заставляет думать, что “они знали о последовательности событий еще до того, как они начались”. В особенности газета выделяет интервью народника Гундарса Берзиньша, в котором он уверенно рассказал, что в бюро пропало более 100 000 латов, хотя в тот момент правоохранительные органы размер ущерба еще не обнародовали. Как Гундарс Берзиньш мог знать, сколько денег не хватает? “Отбросив версию, что Берзиньшу это приснилось, более логичной кажется версия, связанная с возможностью, что он мог узнать эту информацию из непосредственных источников, то есть от людей, которые непосредственно были связаны с пропажей денег”, – отмечает газета.

По версии “Диены”, в случае с Имшей “доверенным лицом”, которое теоретически могло бы уговорить его “взять деньги”, мог быть бывший начальник бюро оперативного обеспечения главного управления криминальной полиции госполиции Сергей Ларин.

Но газета подчеркивает: аргументом против версии о провокации следует считать то, что Имше грозит суровое наказание – лишение свободы на срок от 6 до 15 лет с конфискацией имущества. И скептики полагают, что надо быть сумасшедшим, чтобы сознательно совершить действия, за которые можно попасть в тюрьму на долгие годы.

“Есть две версии о том, как и когда Имша мог бы быть завербован для операции по снятию Лоскутова. Согласно одной из них, Имша поддался соблазну и с мыслью вернуть деньги “взял” небольшую сумму из сейфа бюро. Но позже, после того как он потерял деньги, он начал искать возможность одолжить. Допускается мысль, что для возможной провокации он был завербован тогда, когда в поисках кредита вступил в контакт с “нужными людьми”, которым эта возможность показалась просто великолепной для организации провокации. Согласно второй версии, Имша уже с самого начала подписался на пропажу денег, понимая, в какую игру он ввязывается и кем эта игра заказана. Взятые из сейфа деньги Имша, скорее всего, истратил в финансовых пирамидах", – пишет газета.

Это жалкие слухи!

Оскорбленная Народная партия распространила заявление, в котором полностью опровергла “умышленно распространяющиеся в последнее время слухи о провокации против Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией” со стороны политиков Народной партии.

“Какой бы ни была мотивация тех, кто распространяет эти слухи, Народная партия считает их жалкой. Народная партия не собирается солидаризироваться с людьми, которые, используя в свою пользу свободу слова и прессы, становятся на сторону преступников и правонарушителей, искусственно поддерживая слухи о выдуманных провокациях”, – подчеркивается в заявлении.

Народная партия требует проведения объективного расследования, “сколько бы сил и времени оно ни потребовало и каким бы большим ни было желание ответственных должностных лиц избежать наказания”.

На этой неделе страсти по Лоскутову вспыхнут с новой силой, ведь Сейм после Лиго уходит на каникулы, и, конечно же, политики хотели бы решить этот вопрос в темпе. Но, судя по всему, судьба Лоскутова внутренней стабильности правительства Годманиса ни в коей мере не угрожает.

- Лоскутов – это не вопрос коалиции, – подчеркнул премьер-министр.


Написать комментарий