Трудный выбор

Фото Валерия Цыганкова
Фото Валерия Цыганкова
После напряженной дискуссии депутаты приняли решение повысить стоимость проезда в городском общественном транспорте с 25 до 30 сантимов.

Очередное заседание городской думы в прошлый четверг началось не совсем обычно. Председатель думы  Рита Строде не предоставила слово докладчику по первому вопросу повестки дня, как это всегда бывает, а начала заседание с сообщения.

Поступило заявление депутата Немцова, в котором тот просит снять с повестки дня заседания думы вопрос о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте до заключения ревизионной комссии.

Следует отметить, что свое заявление Г. Немцов не только передал в думу, но и обнародовал в газете “Миллион” как раз в день заседания думы.

Там же было опубликовано и пространное интервью депутата и владельца газеты, в котором он призывал руководство думы, прежде чем повышать тариф на проезд в автобусе и трамвае, провести ревизию в ООО Даугавпилсский автобусный парк (ДАП) и АО Трамвайное предприятие (ТП) “с целью выявить внутренние экономические резервы и ресурсы, которые позволили бы предотвратить повышение цены на проезд”.

Перед тем как решить вопрос о повестке дня, депутаты попросили председателя ревизионной комиссии Влада Пянковского пояснить: может ли ревизионная комиссия выявить скрытые резервы двух транспортных предприятий?

В. Пянковский на это ответил, что будь такое поручение дано, оно ни в коей мере не соответствовало бы функциям комиссии, которые определены Положением о ее работе. После обмена мнениями депутаты в конце концов проголосовали за то, чтобы вопрос о тарифах оставить в повестке дня (Г. Немцов проголосовал против). Р. Строде предложила принять окончательное решение по тарифам после выступления руководителей ДАП и ТП и после дискуссии депутатов.

И руководитель ДАП  Сергей Михайлов, и руководитель ТП  Геннадий Иванов в своих выступлениях привели конкретные цифры, которые должны были убедить депутатов в том, что, если не поднять стоимость проезда хотя бы до 30 сантимов, то предприятия будут работать себе в убыток даже при существующих сегодня дотациях от государства и самоуправления.

После этого последовало множество вопросов к докладчикам – депутаты желали досконально разобраться в ситуации. Действительно ли предприятиям без повышения тарифа грозит разорение?

Альтернатива просматривалась совсем нерадостная. Сократить в “трамвайке” 150 кондукторов? Сократить число маршрутов? Уменьшить персонал ремонтных бригад? Увеличить объем дотаций из городского бюджета? Уменьшить расходы или на образование, или на реновацию школ, или на социальную помощь? А может, взять кредит? Но разумно ли это? Ведь он пойдет не на развитие города, а будет просто “проеден”.

В своем выступлении депутат  Ивар Шкинч сказал, имея в виду транспортные предприятия: “Или дадим им выжить или не дадим!” Взвесив все “за” и “против”, депутаты подавляющим большинством голосов (Г. Немцов проголосовал “против”) поддержали просьбу С.Михайлова и Г.Иванова. Депутаты, конечно, понимали, что принимают непопулярное решение. Выбор был нелегкий. Поможешь муниципальным предприятиям, дашь им шанс на выживание, но тем самым усложнишь и так непростую финансовую ситуацию для горожан.

После заседания

“ЭН” предоставила слово руководителям транспортных предприятий.

Сергей Михайлов: "Дотации со стороны государства, которые компенсировали наши убытки, сократились более чем на 20 %. Если брать последние два месяца, то дотация сократилась в два раза. Если не поднять стоимость проезда, то этот год мы закончим с убытками. В феврале за литр дизтоплива мы платили еще 62 сантима, а в июле – уже 76. Я надеюсь, что произойдет стабилизация цен. Если бы дума не пошла нам навстречу, то пришлось бы сократить количество рейсов, что привело бы и к сокращению персонала. Мы не можем не платить людям достойную зарплату. В прошлом году многие водители стали увольняться и искать более высокооплачиваемую работу. Предприятие пережило настоящий кризис. А водителя на автобус с улицы не возьмешь. Нужны стаж, соответствующая водительская категория.

Геннадий Иванов: "Чтобы сохранить коллектив, надо поднять зарплату хотя бы на 20 %. Кроме того, чтобы не работать в убыток, надо поднять тариф по крайней мере до 30 сантимов. Нельзя загонять предприятие в яму. Куда дальше? Мы и так уже сократили количество рейсов. Сокращать дальше? Тогда трамваи пойдут переполненными, и кондуктор не сможет “обилетить” всех пассажиров. Значит, предприятие не доберет денег. Цена на билет в 30 сантимов даст нам возможность только выжить, но не развиваться. Постараемся продержать этот тариф как минимум год.

“ЭН” задала вопрос депутату Г. Немцову: не изменил ли он свое мнение после того, как выслушал выступления Г. Иванова, С. Михайлова и своих коллег-депутатов?

 Григорий Немцов: “Я по-прежнему не сомневаюсь в своей правоте. На месте руководителей этих предприятий я не стал бы повышать тариф. Правда, не буду столь категоричен в отношении Трамвайного предприятия. Я думаю, что у этих предприятий есть внутренние резервы, которые надо изыскивать и использовать. Тогда не надо будет поднимать цену на проезд и усугублять ситуацию для горожан. Но никто не хочет эти резервы искать. Проще поднять тариф. Это чиновничий, административный подход к делу”.

Тариф выживания

“ЭН” попросила председателя думы Риту Строде прокомментировать прошедшее заседание думы и ситуацию с тарифами на общественный транспорт.

Нелегкое решение

– Мы приняли сейчас нелегкое решение. Я понимаю, как трудно жителям города в условиях постоянного роста цен. Но я всегда говорю: функция самоуправления не регулировать цены, которые определяет мировой рынок, а оказывать своим жителям помощь и прежде всего социально наименее защищенным. Что мы и делаем. Сегодня на заседании думы мы приняли ряд решений, которые позволят оказать помощь населению. Но почему мы решились поднять тариф на проезд в трамвае и автобусе?

Вчера у меня спросили: “А вы не боитесь за 9 месяцев до выборов идти на этот непопулярный шаг?” Естественно, я понимаю, что более непопулярного шага не может быть. И если бы я не чувствовала ответственности, не знала цифр, я могла бы сказать: “Ничего, как-нибудь дотянем до выборов, а там будет видно”. Но я не могу себе этого позволить, потому что прекрасно понимаю: если мы загоним предприятия в угол, то от этого прежде всего пострадают горожане. Пойти на то, чтобы начали срываться рейсы? Чтобы оставить без средств к существованию сотни работников предприятий общественного транспорта? Или чтобы водители стали увольняться и уезжать в Ригу? Там-то зарплата повыше. Уже была такая ситуация, когда некому было выходить в рейс.

Мы видим, как быстро растут цены на энергоносители – горючее, электроэнергию. Для предприятий, которые перевозят пассажиров, те же цены, никаких скидок нет. Как известно, Кабинет министров принял решение о компенсациях предприятиям общественного транспорта. И эти компенсации ложатся тяжелым бременем на плечи самоуправления – наша доля компенсации составляет 65 %. А это ни много ни мало 1 млн. латов только за полугодие. Если бы мы не повысили тариф, то пришлось бы увеличить компенсацию еще на полмиллиона латов. Из бюджета города. Я сегодня спросила депутатов: какие программы тогда будем сокращать?
По сути дела сегодня мы приняли не тариф развития, а тариф выживания. Причем принятый тариф позволит увеличить зарплату только на процент инфляции.

Готовились три месяца

Я хочу особо отметить, что решение принималось не с бухты-барахты. Мы изучали ситуацию три месяца. Расчеты смотрели буквально через лупу. Вначале дали их на экспертизу в финансовый департамент думы. Затем их изучали в службе исполнительного директора. Изучали тщательно, скрупулезно. Потом вынесли их на рассмотрение руководства ДАП и ТП.  И лишь после этого решение принималось на финансовом комитете думы. И, наконец, сегодня на думе.

Да, мы могли пригласить серьезных экспертов со стороны, чтобы они провели аудит в ДАП и ТП.  И я думаю, зная, какая там финансовая ситуация, что они пришли бы к выводу: стоимость билета необходимо повысить не до 30, а до 35‑40 сантимов.

Я ставила перед руководством ДАП и ТП вопрос и так: может быть, пойдем по пути рижан – сократим кондукторов? И тем самым сэкономим на зарплате и налогах. А сэкономим ли? Взамен пришлось бы увеличить штат контролеров. Но самое страшное и неприемлемое – пришлось бы сократить 150 женщин-кондукторов. Среди них немало таких, которым до пенсии осталось 5‑7 лет. Найти в таком возрасте работу не так просто.

Неискренняя забота

Я понимаю подоплеку заявления господина Немцова – началась предвыборная кампания.

А аргумент из его уст о том, что, мол, людям живется тяжело, на мой взгляд звучит неискренне. Я ему предложила: если вы так переживаете за людей, то окажите им помощь. Хотя бы своим работникам. Ведь, судя по суммам выплаченного подоходного налога, на фирме господина Немцова работники получают зарплату не более 40 латов. Получается, что они не только не в состоянии заплатить за автобус, но непонятно, как вообще выживают.

Я предвижу, что год предстоит тяжелый. Я не питаю иллюзий, что у государства появятся какие-то деньги, которыми можно будет компенсировать населению резкое повышение цен. И я хочу быть перед людьми предельно честной и не тешить их иллюзиями, не играть в игры с “политическими” тарифами. Я не хочу и не могу через девять месяцев оставить городское хозяйство в состоянии банкротства.

Борис ЛАВРЕНОВ

Трамвайное предприятие за 6 месяцев текущего года перевезло 4216,8 тысячи пассажиров.

  • доходы – 848,5 тыс. латов
  • расходы – 1194,8 тыс. латов
  • дотация – 123,9 тыс. латов
  • себестоимость перевозки одного пассажира – 0,283 лата
    * убытки – 343,7 тыс. латов

Автобусный парк планирует в 2008 году перевезти 9277 тысяч пассажиров

  • запланированы расходы в сумме 2 743 213,52 лата,
  • себестоимость перевозки 1 пассажира – 0,2957 лата.

03.09.2008 , 17:00

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий