«Идея библиотеки дискредитирована»

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
"Замок света" - это памятник идеалам Атмоды, с которыми нынешняя жизнь имеет мало общего.

Строительство “Замка света” на фоне кризиса – это цинизм.

Агентство “Три брата” ни в чем себе не отказывает.

Под прикрытием культурных объектов тратят деньги.

Пропорция средств, выделяемых на “Замок света” и на культуру в целом, нездоровая.

Учитывая сложнейшую экономическую ситуацию, прозвучало вполне логичное предложение остановить “стройку века” – чтобы не пришлось замораживать зарплаты всем тем, кто сегодня трудится в государственном секторе. Но оказалось, что остановить строительство невозможно: договор, заключенный между правительством и строительными фирмами, предусматривает астрономические штрафные санкции – до 100 000 латов в день!

На прошлой неделе фракция “Нового времени” в Сейме обратилась к государственному контролеру Ингуне Судрабе и премьер-министру Иварсу Годманису с призывом оценить договор о строительстве “Замка света” и, в частности, проверить, не содержат ли эти документы непомерные санкции в случае остановки строительства.

А еще “Новое время” предлагает оценить целесообразность существования агентства “Три новых брата”, созданного специально для реализации трех грандиозных культурных объектов. Ведь сейчас два “брата” из трех – концертный зал и музей современного искусства, в особо активной заботе не нуждаются, поскольку проекты приостановлены на неопределенное время.

На вечную для Латвии библиотечную тему “Час” беседует с депутатом Сейма от “Нового времени”, бывшим министром культуры, архитектором Ингуной Рибеной.

Ничего не меняется

- О том, что Латвия не может позволить себе такой грандиозный проект, как новая Национальная библиотека, говорят уже давно. И что? “Замок света” неуклонно проталкивается…

- Да это так, ситуация не меняется. И все, что я говорила по этому поводу начиная с 2005 года, остается актуальным. Могу только повторить: нельзя всю латвийскую культуру сводить к трем новостройкам. Не менее важное значение имеют и историческое наследие, и весь живой процесс культуры. Да, в течение последних лет немного выросли зарплаты работников культуры, что является в том числе и заслугой оппозиции. Но все равно эти зарплаты недостаточны на фоне нынешней инфляции.

Как архитектор я убеждена, что красота – это красивые и правильные пропорции. Но пропорции тех сумм, которые министерство культуры направляет на сохранение культурного наследия, на поддержание живого процесса культуры и на строительства новых объектов, являются не только некрасивыми и неправильными, но и нездоровыми…

- Партия “Новое время” всегда была настроена против библиотеки?

- Нет! Став министром культуры, я попыталась найти ответ на три важнейших связанных с библиотекой вопроса. Во-первых, сколько средств в течение двенадцати лет было истрачено на проект библиотеки? Во-вторых, в какой стадии находится этот проект? И, в-третьих, я хотела понять, почему в течение всех этих двенадцати лет никто не начал освобождать земельные участки для строительства “Замка света” и записывать их на государство?

Оказалось, что на “Замок света” уже истрачено более миллиона латов, а проекта даже на уровне эскизов не существует… В законе о приватизации Латвийского пароходства было сказано, что девять миллионов латов должно быть направлено на строительство Национальной библиотеки. Но этих денег на счетах министерства культуры не было. Это я добилась их перечисления.

Все дела в связи со строительством библиотеки были приведены в порядок и переданы следующему министру культуры – Хелене Демаковой из Народной партии. Так что это неправда, что “Новое время” всегда было против библиотеки. Наоборот, мы первыми начали конструктивную практическую деятельность по ее строительству.

“Замок света” – символ прошлого

- Но оппозиция этому проекту и в политических, и в архитектурных кругах существовала всегда…

- И у меня, и у других латвийских архитекторов были и есть возражения по поводу проекта “Замка света”. Но занимая должность министра культуры, я никогда не высказывала свое профессиональное мнение как архитектор. Я полагала, что обществу нужны стабильность и преемственность, а не вечные метания из стороны в сторону. И если уж мы решили, что будем строить библиотеку, значит, будем строить. На мой взгляд, эту работу надо было сделать максимально быстро, рационально и по возможности дешево.

Но вместо этого было создано агентство “Три новых брата” и ненормально увеличены расходы. Так что сегодня с горечью приходится констатировать, что непродуманные высказывания должностных лиц, полное отсутствие дискуссии о новостройке привели к тому, что тема библиотеки окончательно дискредитирована.

Почитайте интернет-порталы, вы с трудом найдете (если вообще найдете!) позитивные отклике о строительстве “Замка света”.

И поскольку я больше не министр, то могу позволить себе сказать то, что я не могла сказать раньше. А именно: Национальная библиотека – это памятник тем идеалам, с которыми мы жили в 90-е годы. Но если уж мы не сумели вовремя воздвигнуть этим идеалам памятник, то сегодня это ненужная попытка вернуть то, что давно уже ушло.

Прошло девятнадцать (!) лет, и с прежними идеалами наша жизнь имеет не так уж много общего. Я уже не говорю о том, что кардинально изменились технологии. Тогда, когда проектировался “Замок света”, мы еще толком не знали, что такое электронная почта. И я не вижу никакого резона строить технологически устаревшее здание только потому, что мы не сумели проследить за всеми изменениями и учесть их. Есть еще один аспект – эксплуатационные расходы “Замка света”, о которых никто даже не заикается. Потому что каждого, кто начинает что-то говорить на эту тему, сразу же называют некомпетентным и неинтеллигентным.

Не знаю, хватило ли бы у меня мужества остановить проект библиотеки, если бы я сегодня была министром, но разумным шагом стало бы решение пересмотреть соответствие этого проекта современным требованиям.

Чьи это братья?

- “Новое время” в своем обращении к премьер-министру призывает рассмотреть целесообразность существования агентства “Три новых брата”…

- Да. Расточительство стало стилем работы “Трех новых братьев” со дня его создания в 2005 году. Напомню, что агентство было учреждено втихаря, до выборов 9-го Сейма. И тогда же произошло знаковое событие: впервые в рамках парламентской предвыборной кампании не было дискуссии о культуре – эта тема стала запретной! Именно в тот момент, когда Латвия собралась строить грандиозные культурные объекты. Уму непостижимо!

О непомерных тратах агентства я говорила в декабре 2006 года, когда Сейм принимал бюджет на 2007 год. Тогда я называла такие цифры: снос на стройплощадке трех сараев – 47 000 латов, снос трех зданий – 350 000 латов, зарплата дворника АВ-дамбы – 770 латов в месяц.

Я говорила о договоре министерства культуры с компанией Hill International, который предусматривал оплату труда старшего инженера 135 латов в час, инженера – 120 латов в час, младшего инженера – 95 латов в час, обслуживающего персонала – 60 латов в час.

Это цифры впечатляют и сегодня, а тогда они просто поражали воображение. Агентство “Три новых брата” приобрело для работников очень дорогую медицинскую страховку – за 345 латов. Хотя вряд ли их труд можно назвать особо трудным или опасным.

Или вот еще пример. Был реализован такой проект: в восемь рижских кафе привезли книги из Национальной библиотеки. Не знаю, многие ли читали эти книги за чашечкой кофе, но обошелся проект в восемь тысяч латов, то есть доставка книг в одно кафе стоила тысячу латов. Агентство часто участвует в международных выставках.

Для Международной архитектурной биеннале в Венеции был создан макет “Замка света” за 150 000 латов, для Дней Латвии во Франции еще один макет – за 130 000 латов. Сегодня в агентстве трудятся 30 человек.

- Как вам кажется, ограничатся ли расходы на строительство “Замка света” 135 миллионами латов?

- Убеждена, что нет. В соответствии с договором цены корректируются в зависимости от инфляции. И в информационном сообщении о строительстве библиотеки сказано: “Предусматривая увеличение расходов на строительство, расчеты производить раз в квартал”. Где мы возьмем эти дополнительные средства, если страна находится на грани банкротства?!

Напомню, что конкурс на строительство библиотеки провалился, когда фирмам самим предложили взять кредит. Так что теми суммами, на которые заключен договор, дело не обойдется. Особенно если вспомнить печальный пример подорожавшего Южного моста…

- Что вам кажется самым грустным в сложившейся ситуации?

- Цинизм. По отношению ко всем нам, жителям Латвии. И по отношению к культурным объектам, которые становятся заложниками, чтобы под их прикрытием тратить деньги.


Написать комментарий