Маловато будет!

Изменение цен в Латвии происходит сравнительно медленно и в меньшем размере, чем того требует общая ситуация в экономике, считают банковские аналитики. Эйнарс Репше предсказывает Латвии еще два года дефляции и убеждает, что экономике от этого хуже не будет. Между тем люди, понимающие в экономике, не разделяют его беспечности.

Несмотря на наступление дефляции, цены падают недостаточно быстро

Для своих – дороже!

“Час” уже сообщал, что в октябре потребительские цены в Латвии снизились по сравнению с сентябрем на 0,2%, по сравнению с октябрем 2008 года – на 0,9%, т. е. в октябре впервые была годовая дефляция. Эксперт по макроэкономике SEB banka Дайнис Гашпуйтис сообщил “Часу” следующее: “Безработица продолжает расти, а покупательная способность – падать. Коррекция цен должна происходить намного резче, чтобы тормозить падение покупательной активности населения. Намного более гибко вынуждены реагировать экспортеры, где дефляция наблюдается уже довольно давно. На местном же рынке цены застыли, что провоцирует разговоры о возможной девальвации”.

Он указал, что нынешняя ожидаемая дефляция в Латвии не должна восприниматься как отрицательное явление: она заставит эффективизировать, оптимизировать коммерческую деятельность и будет способствовать конкурентоспособности, которая должна лежать в основе стойкого роста экономики.

“Латвия будет находиться в зоне дефляции еще несколько кварталов года. Пока нет основания считать, что Латвия может войти в долгосрочную спираль дефляции. Это будет обусловлено главным образом развитием цен в мире и в соседних странах. Уже сейчас есть признаки того, что цены на продовольствие в мире могут возрасти, что повлияет и на цены местных продуктов. С оздоровлением мировой экономики рост цен ожидается и в других группах товаров, что вытащит Латвию из дефляции. На дальнейшее развитие цен повлияют и изменения налогов, которые и до сих пор влияли на изменения потребительских цен”, – отметил Гашпуйтис.

Жадности не стало меньше

Главный аналитик Latvijas Krвjbanka Ольга Эртуганова считает, что процессы дефляции быстро укореняются в латвийской экономике, в то же время темп снижения среднего уровня цен кажется слишком медленным и не отвечающим масштабам спада экономики. Одной из главных причин этого она назвала по-прежнему сильное нежелание продавцов и провайдеров услуг адекватно снижать цены, а также некорректную статистику.

“Дефляция обычно считается очень нежелательным явлением, поскольку выход из спирали падения потребления довольно сложен. Тем не менее в нынешней экономической ситуации, наблюдаемой в Латвии, сильная дефляция – одна из главных предпосылок начала оздоровления экономики. В условиях фиксированного валютного курса дефляция едва ли не единственный способ повысить конкурентоспособность государства и способствовать активности потребителей”, – отметила Эртуганова.

Дефляция – хорошо или плохо?

В последующие два года в Латвии прогнозируется дефляция, однако для опасений в том, что она существенно повлияет на дальнейшее развитие латвийской экономики, нет оснований, сказал министр финансов Эйнарс Репше. “В 2010 и 2011 годах инфляции в Латвии не предвидится – скорее, прогнозируется дефляция, или отрицательная инфляция. В 2010 году уровень цен может снизиться на 3%, и предвидится, что в 2011 году он продолжит снижаться на 2,8%. Покупательная способность населения в эти годы не повысится”, – сказал он.

Мнение

Так как нам воспринимать дефляцию? Радоваться, что все продолжит дешеветь, или горевать по этому поводу?

Как объяснил нам член правления компании Grand Credit Максим Малышко, экономическая наука да и практика говорят о том, что дефляция – это плохо. Когда производимые товары и услуги долгое время дешевеют по сравнению с деньгами, то у инвесторов, в том числе у производителей, пропадает всякая охота вкладывать деньги в производство. А зачем приобретать дополнительные риски, когда намного спокойнее можно вложить деньги под небольшой, но гарантированный процент в банке? В отсутствие мотивации продолжают снижаться как объемы производства, так и торговли, соответственно падает ВВП, растет безработица и уровень доходов, снижаются поступления в бюджет. Самый яркий пример дефляционной спирали – Япония, которая не могла выбраться из нее, если не ошибаюсь, лет пять.

Директор Института европейских исследований Александр Гапоненко считает, что здесь важна глубина инфляции. Если это 0,5% – можно пережить. Если 5% – это уже многовато. При длительной дефляции происходят, на первый взгляд, парадоксальные вещи. Например, дорожает рабочая сила и латвийские товары становятся менее конкурентоспособными. При высоких ценах на 100 латов можно купить намного меньше товаров, чем в результате дефляции. Нужны товары, в том числе импортные, и их за дорогие деньги приходится покупать за границей. Другое дело, когда во всех странах – торговых партнерах происходит дефляция. Однако сейчас европейские страны, наоборот, проводят политику мягкой инфляции, выпуская в оборот дополнительные деньги. В Латвии же монетарная политика становится все тверже и тверже.


Написать комментарий