Илзе Островска: «Нужны не профессиональные навыки, а знания» 1

На рассмотрение Кабинета министров переданы документы, в соответствии с которыми Балтийский русский институт преобразуется в Балтийскую международную академию. И уже в этом году БРИ начинает обучение по двум академическим программам - бакалаврской и магистерской, под коротким, но очень емким названием «Европоведение». На вопросы «Часа» отвечает руководитель программ политолог Илзе Островска.

Что надо знать о Европе?

- Неужели у нас в Латвии не хватает людей, которые занимаются европейскими делами?

Конечно, не хватает – если мы говорим о профессионалах! Мы с утра до вечера твердим о Европе, но когда наступает время решать конкретные вопросы, специалистов нет… Нет людей, которые разбирались бы во всех хитросплетениях европейского законодательства. Не хватает людей, которые могли бы работать в европейских структурах, защищая латвийские интересы.

Сегодня все знают, как в Европе принимаются решения? Сначала ведутся консультации – вы, Латвия, согласны с тем, что будет принят такой-то закон? Нам обычно сказать нечего, и мы киваем головой: согласны. Потом, правда, очухиваемся и начинаем возмущаться, но поезд-то уже ушел. И Европа недоумевает: где же вы были раньше со своими аргументами, мы же вас спрашивали?

Думать после того, как решение уже принято, в Европе категорически не принято, там думать надо только «до». Но мы так работать не умеем, мы медленно раскачиваемся, долго соображаем что к чему, потом начинаем писать жалобы, что-то требовать, бороться за что-то. Это вообще для Латвии очень характерно – не работать, а бороться с последствиями. Но надо же однажды начинать учиться и нормальной работе в Европе!

Поэтому и были созданы эти программы, в которых есть и экономика, и менеджмент, и юриспруденция, и знания о Европе как таковой: на бакалаврском уровне даются основы всех этих дисциплин, а на магистерском студент должен продемонстрировать свое креативное мышление – написать работу по конкретной проблеме. В этой работе магистрант демонстрирует, что он способен понять суть вещей и критически мыслить. Это значит, что он осознает выгоду для своей страны, понимает, как ее добиться, и знает путь к консенсусу с другими партнерами – так, чтобы все были довольны и не было взаимных претензий. Базовый язык обучения – латышский, но поскольку преподаватели будут и из Европы, и из США, и из России, то лекции будут читаться и на английском, и на русском.

- Вы называете эту программу академической. В чем ее основное отличие от профессиональной программы?

В рамках профессиональной программы студент осваивает чисто профессиональные навыки. Академический подход предусматривает более глубокий анализ всех процессов и событий внешнего мира.

Знания как спасательный круг

- А нужен ли в наши дни такой углубленный подход? Все говорят о профессионализации и специализации…

Так в свое время рассуждали и на Западе. Именно западный рынок первым потребовал профессиональные программы – работодатели хотели, чтобы из университетов выходили готовые работники. Но ни один готовый работник даже из самого лучшего университета еще не выходил! И не выйдет! Забудьте об этом. Чему может научить университет? Только одному – умению учиться и быстро осваивать необходимые знания и навыки.

Стареющая Европа уже спохватилась и начала понимать, что с помощью одних только узкоспециализированных работников невозможно поддерживать тот уровень жизни, к которому она привыкла. И это открытие кардинально изменило отношение к образованию – во главу угла были поставлены не навыки, а знания. В Европе осознали, что в XXI веке главным элементом, создающим ВВП каждой страны, является не производство и не капитал, а знания. Знания – это не предмет роскоши или самовыражения для умных людей, это вопрос элементарного выживания.

- Но насколько велик в реальной жизни спрос на абстрактные дисциплины?

Вот и в Европе раньше думали, что профессиональные программы приблизят людей к реальной жизни. Но профессиональная программа – это всегда узкая специализация. А жизнь сегодня меняется стремительно – работал человек инженером или руководителем конструкторского бюро на заводе, а завод закрылся. Или пришлось переехать в другую страну, где не только завода, но и такой отрасли промышленности нет. Сегодня человеку периодически приходится радикально изменять свой образ жизни, переходить на другое место работы. А для этого нужно умение приспосабливаться и осваивать новые знания, которое как раз и дает академическое образование, поскольку оно более универсально и эластично.

- Но у нас в Латвии молодых людей ориентируют в первую очередь на получение профессии…

Думаю, что у нас роль образования в современной жизни пока еще не поняли. И поэтому, обращаясь к школьникам, к выпускникам школ и их родителям, я позволю себе сделать заявление: если раньше для конкурентоспособности на рынке труда хватало степени бакалавра, то сегодня минимум – это магистр. А если способности позволяют, то и докторская диссертация не помешает.

- Но докторская – это все-таки перебор! Не всем же быть учеными.

Это еще один стереотип! Защита докторской диссертации вовсе не означает уход в науку или чтение лекций. Докторская диссертация – это просто показатель определенного уровня интеллекта, необходимого для занятия руководящей должности. Докторская диссертация свидетельствует о способности к самовыражению, о креативности, об оригинальном мышлении. И эти качества нужны не только ученому или художнику, но и настоящему менеджеру! И я бы призвала родителей настраивать детей именно на такой подход к жизни.

Думаю, что лет через двадцать с дипломом бакалавра можно будет только собирать клубнику или подавать чай. А люди без высшего образования – а сегодня это примерно половина выпускников школ! – будут в большинстве случаев, не побоюсь этого слова, медленно самоуничтожаться. Они будут жить в основном за счет пособий, а это сами понимаете, какой уровень. Вот такая мрачная картина, к сожалению, получается. И мы должны противостоять этому все вместе.

- А вам не кажется, что советская система образования задачу получения знаний решала намного лучше, чем нынешняя, реформированная по западным стандартам?

Если отбросить идеологию, то методология советской системы образования была правильной, эта система и сегодня создает хорошую основу для креативной работы. Многие ругаются, что в своей жизни учили много лишнего, но разве знания кому-нибудь когда-нибудь помешали?..


Написать комментарий

" A ljudi bez obrazovanija budut samounichtozhatsa..."Nu s etim ja polnostju ne soglasna. Vedj glavnoje, vi utverzhdajete - znanija..A znanija mozhno i poluchitj vne universiteta, nu v chastnosti Baltijskoj mezhdunarodnoj akdemii ili stradina universitate :)) Hochu zametitj, cto znanija neobhodimi togda, kogda estj prakticheskij opit, ctobi ih proveratj..oni zhe ne mogut bitj universalnimi, a esli tolo uchitsa i uchitsa, to etogo sdelatj nelza..Da, hochu zametitj, cto Janids Roze sozdav knigoizdatelstvo..bil prostim torgovcem kanctovarovc i rabochim tipografskih mashin. Tak cto i podnositeli chajov..mogut sozdatj svoi imperii ;))