Эстонские связисты присматриваются к Латвии

Эстония всегда опережала Латвию в развитии телекоммуникаций и информационных технологий, а эстонские телекоммуникационные компании все чаще задумываются о старте на рынках Латвии и Литвы. Одна из таких компаний — оператор мобильной и фиксированной связи Bravocom, которая также не исключает возможности в ближайшем будущем прийти и на латвийский рынок. Об этом, а также о своем видении развития телекоммуникаций в Балтии Телеграфу рассказал председатель правления телекоммуникационной компании Bravocom Mobiil Пеэп ПЫЛЬДСАММ.

— Каким основным требованиям должна удовлетворять телекоммуникационная компания, которая хочет уверенно конкурировать на рынке современных телекоммуникаций?

— В данный момент телекоммуникационный рынок в странах Балтии достаточно насыщен. Поэтому в первую очередь компания должна предлагать полноценный портфель услуг: пакет “четыре в одном” (фиксированный телефон, мобильный телефон, скоростной Интернет, цифровое телевидение) для домашних пользователей и пакет “три в одном” (офисный телефон, мобильный телефон, скоростной Интернет) для корпоративных клиентов. Сейчас никто не может предлагать только мобильную или только фиксированную связь, то есть какой-то один продукт — это чрезвычайно сложно. Например компания Tele2, в которой я работал ранее, сильно фокусируется на мобильных услугах и сумела выстроить впечатляющую клиентскую базу. Однако если смотреть в будущее, то совершенно очевидно — таким компаниям будет сложно конкурировать с игроками, предлагающими целые пакеты услуг.

Второе условие — региональная экспансия. В долгосрочной перспективе местный телекоммуникационный бизнес может быть жизнеспособным только если он работает во всех странах Балтии. Таким образом он получает ряд преимуществ от так называемого эффекта масштаба, особенно в области снижения издержек. При подготовке бизнес-плана нашей компании мы руководствовались именно двумя вышеуказанными положениями.

— Следовательно, логично предположить, что скоро ваша компания начнет работу и в Латвии?

— Следует понимать, что одновременный старт сразу в трех странах — это трудновыполнимая задача. Поэтому сейчас мы строим бизнес в Эстонии. Никаких официальных решений о том, что мы начинаем работать в Латвии и Литве, пока не принято. Однако рано или поздно это произойдет.

— А каковы оптимальные пути захода Bravocom Mobiil на латвийский рынок?

— Существует два основных сценария. Первый — построение бизнеса и собственной сети с нуля. Как я уже говорил, рынок в данный момент и так насыщен.

И в таких условиях строить бизнес с нуля очень сложно.

Второй вариант — поглощение уже работающей на рынке компании. В долгосрочной перспективе мы предпочитаем строить бизнес на основе собственной инфраструктуры. Если говорить честно, то в Европе надзорным органам (регуляторам общественных услуг и органам, надзирающим за конкуренцией) не удалось добиться четкого разделения оптовых и розничных телекоммуникационных операций.

Большинство компаний, предлагающих “оптовые” услуги, одновременно продают те же услуги в розницу. Следовательно, они весьма активно конкурируют именно на розничном рынке, поэтому трудно ожидать от них разумных оптовых цен. Даже если с ними удается договориться на хороших условиях, то, выстроив собственную клиентскую базу, очень скоро обнаруживаешь, что совершенно необходимо создавать собственную сеть. То же случилось и с нами. В данный момент работаем не только как виртуальный оператор мобильной связи, но уже имеем свою фиксированную сеть для передачи данных, Интернета и телефонии в Таллине и собираемся внедрить мобильную сеть нового поколения.

— Вы планируете внедрять технологию из так называемого семейства 3G?

— Нет. Честно говоря, 3G — это уже устаревшая модель. А мы смотрим на так называемую технологию 4G. По нашим расчетам, внедрение 4G позволит нам вложить в построение сети гораздо меньше средств, но при этом достигнуть чрезвычайно хорошего результата.

— А с чего лучше всего начинать? С фиксированной или с мобильной связи?

— Строить собственную сеть GSM или UMTS с нуля не имеет смысла — это просто трата денег впустую. Стоит одновременно развивать и мобильные, и фиксированные телекоммуникации. Для развития мобильных операций имеется серьезный барьер — доступ к радиочастотам. Но и этот вопрос в принципе решаем. Как раз через поглощение фирмы, которая уже имеет лицензию на нужные радиочастоты.

— Построение собственной сети мобильной связи с нуля — это весьма затратное дело. Например, в Латвии уже действующие и весьма прибыльные GSM-операторы в общем-то не спешат строить сети, обеспечивающие скоростной мобильный доступ в Интернет.

— Эстонские операторы GSM-связи испытывают ту же проблему, которая имеет вполне очевидное экономическое объяснение. Они обеспечивают скоростной доступ в Интернет, вкладывают в это немалые средства. Но реальность заключается в том, что не существует такого сервиса, который бы успешно продавался через этот скоростной мобильный доступ в Интернет. А следовательно, отсутствуют доходы, которые покрывали бы те масштабные инвестиции, вложенные операторами в скоростную передачу данных.

Люди просто не видят необходимости тратить на мобильную связь больше, чем тратят сейчас. Сейчас абоненты GSM-сетей пользуются телефонами в основном для того, чтобы звонить. Предположим, что средний ежемесячный счет за разговоры по мобильному телефону составляет 20—30 евро. Но чтобы вернуть средства, вложенные в создание мобильного скоростного Интернета, операторы должны ежемесячно с каждого абонента получать 40—50 евро. Никто не готов платить такие деньги за связь.

И не будет их платить. Нет таких сервисов, которые заставили бы нынешних абонентов удвоить свои расходы на мобильную связь. Поэтому сейчас операторы прекрасно это поняли и уже предпринимают попытки к тому, чтобы строить одну сеть скоростного доступа в Интернет совместными усилиями. В Швеции Tele2 и TeliaSonera уже строят 3G-сеть на двоих.


Написать комментарий