Смерть на воде 4

Владимир Дорофеев
Владимир Дорофеев
Странное дело - спасательные станции оснащаются, спецтехники все больше и больше, спасатели постоянно зарабатывают сертификаты, сдавая спортивные нормы, а люди тонут чаще, чем раньше. Почему?

В этом году уже утонул 91 человек, из них 19 детей

- Если окружающие вытащили человека из воды своими силами, то вызывают не нас, а «скорую», – пояснила «Часу» пресс-секретарь пожарно-спасательной службы Инга Ветере. – Иногда медики не успевают спасти захлебнувшихся, но эти несчастные в нашу статистику не попадают. Так что на самом деле утонувших может быть в три раза больше, чем по нашей статистике.

Чаще всего тонут пьяные и те, кто не рассчитал свои силы. У трезвых, по уверениям спасателей, гораздо больше шансов остаться в живых.

- Трезвый человек борется за жизнь, он то погружается с головой, то выныривает, кричит, машет руками, стараясь привлечь к себе внимание, – рассказал «Часу» старший инспектор отдела водолазно-спасательной работы и гражданской обороны полиции самоуправления Валерий Хрущев. – Пьяный же тонет моментально. Его сосуды расширены под воздействием алкоголя, в воде же тело охлаждается, и сосуды сужаются. Человек теряет сознание и захлебывается. Со стороны может показаться, что он нырнул, так что никто не спешит ему на помощь. Несчастные случаи с подвыпившими купальщиками происходят и на мелких местах. Таких людей нужно брать под наблюдение еще на суше – иначе не спасти.

Работа на предупреждение

Работа спасателя часто ограничивается только наблюдением. Компании ссорящихся или равнодушных друг к другу людей – основные клиенты спасателей. Человек, рассорившийся с друзьями или семьей, пытается уплыть подальше, а люди равнодушные могут не заметить гибели товарищей и на мелкой воде. Особенно спасатели костерят мамаш, купивших своему чаду дешевый надувной спасательный круг или нарукавники из полихлорвинила и считающих, что теперь за ребенком можно не смотреть.

- На каждом таком изделии на двадцати языках написано: предназначено для купания на небольшой глубине и под присмотром взрослых, – объясняет Валерий Хрущев, чей спасательский стаж больше пятнадцати лет. – Но очень многие надписей не читают и наивно полагают, что ребенок в полной безопасности. Такой круг может порваться хоть через полчаса после продажи. Это же не спасательное спецсредство, а дешевая поделка. Я уже не говорю о всяких дельфинчиках и прочих надувных игрушках…

За детьми в воде нужен глаз да глаз. Уроки плавания есть далеко не во всех школах, да и физкультура у подростков далеко не так популярна, как в советское время. Поэтому многие в экстремальной ситуации теряются и делают чудовищные глупости.

- Одно из самых страшных моих воспоминаний – как тонули двое детей – семи и 12 лет, – говорит Валерий Хрущев. – До места, где они могли бы встать на ноги, было всего ничего, метров пять. Но вместо того чтобы плыть, они вцепились друг в друга. Я рванул их вытаскивать. Пока бежал, они несколько раз то скрывались под водой, то всплывали. И все молча…

Добежал, схватил одного одной рукой, другого другой, тяну… Тяжело страшно. И только одна мысль бьется: успею – не успею? Время стало медленным, вязким – напарник будто ползком добирается, катер, кажется, еле идет. Когда мы их вытащили, смотрю – мостик весь в крови. Это я порезался и не чувствую, такой стресс.

Не купайтесь в одиночку

Смерть на воде случается чаще, чем при пожаре или в автокатастрофе. У каждого латвийца есть родственник, друг или знакомый, который тонул или утонул. Тонут, как правило, на диких пляжах. Из 91 нынешних утопленников только трех вытащили из воды рижские спасатели. В поле зрения рижских спасательных станций – в Вецаки, Вакарбулли, на озерах Бабелитес, и Кишэзерсе – никто не утонул.

- Иногда достаточно просто пройтись вдоль буйков на катере, чтобы никто не заплывал далеко, – убежден Валерий Хрущев. – Само присутствие спасателей дисциплинирует купальщиков и предостерегает их от рискованных поступков и, как следствие, гибели.

В море тонут значительно реже, чем в реках и озерах. Дно здесь ровное, твердое, нет ям, обрывов и течений, способных утащить на глубину. Хотя наша балтийская вода человека держит хуже, чем средиземноморская. В южных морях и прозрачность выше. Если кто утонул, сразу видно, где. У нас же вытащить человека можно, только если знаешь точно, где искать.

Очень опасны катамараны с горками. Недавно на озере Бабелитес вытащили 19-летнего парня, который взял на прокат катамаран, и так переутомился, катаясь с горки, что не мог взобраться на борт. Хорошо, спасатели вовремя заметили. От смерти на воде никакой спортсмен не застрахован.

Впрочем, купаются летом в Латвии все, включая туристов, а тонут… всего человек триста. Правда, когда в это число попадают близкие, уже не до статистики.

Советы

Спасатели рекомендуют:

купаться группами, не спуская глаз с детей;

тем, кто тонет, нужно помнить: главное – не паниковать. Если набрать побольше воздуха в легкие, тело приобретет положительную плавучесть и будет легче удержаться на поверхности;

плавая, очень важно уметь дать себе отдых прямо на воде;

если у вас судорога, нужно размять онемевшую руку или ногу, чтобы кровообращение восстановилось;

ну и, конечно же, не нужно стесняться звать на помощь. Смерть от застенчивости – это очень глупая смерть.


Написать комментарий

Алкаголь Спиртус Шамурлович - президент "Клуба Покойников" - это для пьяных за рулем,на воде в пьянках-гулянках с обязательными разборками. Хорошо выпил - считай наполовину покойник!!!

Монтайн: Алкаголь Спиртус Шамурлович - президент "Клуба Покойников" - это для пьяных за рулем,на воде в пьянках-гулянках с обязательными разборками. Хорошо выпил - считай наполовину покойник!!!

а для детишек тоже он президент?
малышню жалко (

ja kupajusj v spas-zelete, pjanij , trezvij, bez raznici. v zelete ne utonu i dolj6e prozivu

Написать комментарий