Способный, но ленивый

(статья опубликована в журнале “SKOLA+.ru” Nr.1)

Мы немного смущаемся, когда слышим от учителей: «Ваш ребенок способный, но, к сожалению, ленивый». В наших ушах сладкой музыкой звучит только первая часть фразы – «ваш ребенок способный». Ну да, есть в кого! А про лень учителя говорят просто так, чтобы совсем не захвалить наше умненькое чадушко. Лень приходит и уходит, а – ум и талант остаются! Но лень приходит не просто так. И если вовремя не начать с ней беспощадную борьбу, последствия для вашего ребенка могут быть весьма плачевными

«Андрюшенька у меня был такой замечательный ребенок! – делилась со мной одна мама. – Стихотворения запоминал с первого раза! В три года сам, по кубикам, выучил все буквы. Знал все цвета. Стихи мог рассказывать наизусть час подряд, без остановки. Все знакомые удивлялись. Сказки он интересно «читал». Один раз ему прочтешь – он уже половину запомнит. А после второго раза – уже наизусть знает. Если я пыталась где-то что-то сократить, он тут же поправлял: «Нет, не так!», и рассказывал по памяти, словно книгу читал. Я даже удивлялась, зачем ему вообще надо, чтобы я читала, если он все сказки наизусть может рассказать, глядя на картинки!

Пошел Андрюшенька в школу. Поступил в экспериментальный класс, выдержал конкурс. Все сам, без блата. Учительница сначала нарадоваться не могла: все то он знает, такой развитый мальчик, сразу видно, дома много с ним занимаются. А недавно классный руководитель сказала: "Либо ваш Андрей берется за ум, либо переходите в обычный класс, на общий поток». Он не хочет учиться! Представляете?! С его-то способностями!

У нас вдруг по всем предметам успеваемость упала. А учителя все в один голос твердят: «Мальчик способный, но ленивый». И руками разводят – не знаем, мол, что с ним делать. Он же в первом классе отличником был. И учиться ему совсем не трудно. Если бы он даже немного работал, то ему вся эта учебная программа – тьфу! Но он все бросил… Что делать?»

Ситуация, на первый взгляд, пародоксальная. Ребенок явно одарен от природы, родители души в нем не чают, школа – одна из лучших в городе. Андрею интересно, как он сам говорит, «много всего». Он и в музеи любит ходить, и на экскурсии ездит с удовольствием. Родители стараются брать его с собой в поездки – мир показать. Почему же у него сейчас, в пятом классе, начались проблемы в школе?

Пригласила на разговор самого Андрея. Невысокий, приятный мальчик, с милой улыбкой. Поначалу Андрей немного стеснялся: не мог понять, чего хотят от него взрослые. Но разговорился довольно быстро. Паренек оказался шустрым и острым на язык. (Правда, ведет себя немного хамовато, но это уже другая история.)

Я попросила Андрея рассказать о ситуации, которая сложилась у него в школе.

– Да ерунда все это! Я если захочу, снова отличником стану. Я ведь талантливый! «Способный, но ленивый» – как говорит наша учительница.

– А тебе нравится учиться в школе?

– Ску-у-ка.

– Но, ведь, даже если тебя переведут в другую школу, там все равно учиться придется…

– Ну, зна-аю, мама говорила, но может быть, как-нибудь … Я выучу и отвечу…

– Андрей, на факультативы в школе ты ходишь к тем же учителям. Почему на уроках их не слушаешь?

– Ну, на каждом занятии одно и то же, одно и то же. Ску-у-чно!

– А что интересно?

– Ну, интересно в гейм-бой играть, это мини-компьютер такой, – оживляется Андрюша. – Ужасники по телику интересно смотреть. На компьютере играть. Еще интересно куда-нибудь ездить, путешествовать. Я экскурсии люблю. У нас в школе они часто бывают. В музеи ходить. Энциклопедии бывают очень интересные. И еще много всего!

Абсурдная, с точки зрения формальной логики, но, к сожалению, истинная, с точки зрения, практической психологии, вещь: способности человека не являются его неисчерпаемым ресурсом. Более того, иногда сильно выраженные способности могут ребенку оказать «медвежью услугу». И речь здесь вовсе не об отрешенных от мира сего гениях. В практике автора были случаи, когда дети семи-десяти лет имели феноменально развитую зрительную или слуховую память. Так, семилетняя Алиса с одного раза запоминала стихотворение, увиденное в книжке. Восьмилетний Виталик моментально запоминал правописание слов на английском языке, и посмотрев на слово один раз, мог повторить его написание по буквам в обратном порядке. А десятилетний Алеша мог почти дословно повторить объяснение учителя, услышанное на уроке. Естественно, что и в учебе такие дети привыкли полагаться именно на память. Это очень хорошо выручает в начальной школе, трудности появляются с переходом на предметное обучение. Оказывается, отлично все запоминая, в прямом смысле, без труда выучивая наизусть, наш маленький феномен так и не научился думать, анализировать, вычленять главное из прочитанного. То есть, так и не научился познавать новое. И многое из уже просто запомненного ему приходится учить заново. Для многих этот процесс становится болезненным, ведь и сам «феномен», и его родители уже привыкли к легким успехам.

Нечто подобное бывает и у талантливых детей богатых родителей. Здесь чаще всего наблюдается синдром «вечного принца». Ребенок, который только делает первые успехи в рисовании, уже получает лучших учителей и наборы дорогих кистей. Или, начав заниматься художественной гимнастикой, сразу получает в свое распоряжение целый гардероб шикарных спортивных купальников. Такие дети просто не знают, чего и желать, в то время, как остальные лезут из кожи вон, чтобы заработать медаль, после которой они попросят у родителей то, о чем давно мечтали. Детки, которые получают все по первому требованию, просто не умеют бороться и добиваться, поэтому зачастую, даже будучи одаренными от природы, остаются на вторых ролях.

Но вернемся к Андрею. Его мама, мягко говоря, не совсем правильно оценивает ситуацию. Интерес к учебе у ее сына пропал не вдруг. В первом классе учительница поначалу им нахвалиться не могла, а потом стали проскальзывать такие нотки: «Андрей такой развитый ребенок! Что не спрошу – все время руку тянет. Но не могу же я его спрашивать на каждом уроке, у меня же еще двадцать ребят в классе».

Сам Андрей вспоминает, что уже во втором классе ему было интереснее играть на переменках с ребятами, чем сидеть на уроках. Всю программу он знал и мог легко ответить на вопрос учителя, если бы захотел. Постепенно он привык думать о чем-то своем на уроке, посматривая в окно. Все равно он правильно ответит на вопрос, если спросят. И у ребенка остался незакрепленным основной навык – формировать устойчивые познавательные интересы, то есть он просто не умеет учиться.

Выяснять, кто виноват в данной ситуации уже поздно да и бессмысленно. В школе одна программа для всех учеников. Учитель не может заниматься только одним ребенком, даже если тот очень одарен. Родители же считают, что поскольку ребенку многое дано от рождения, и он в детстве был лучшим, то так и будет продолжаться всегда. Но на таком «запасе» можно легко учиться в начальной школе, а к пятому классу ребенок уже должен владеть навыками усвоения нового материала.


Написать комментарий