Почему спрос падает, а цены нет?

Очереди безработных на биржах труда, пустые витрины закрывшихся магазинов стали характерной приметой нынешнего времени. Еще в прошлом году экономисты предрекали существенное падение цен в связи со снижением спроса. Но почему–то падают цены только на недвижимость. Зато торговцы предпочитают закрывать свои магазины и сворачивать бизнес, но не снижать цены. В чем тут дело?

Зайдите в любой супермаркет и сравните цены на отечественные и импортные продукты. Почему–то отечественная эрзац–сметана Тукумского завода с 20–процентным содержанием пальмового масла стоит дороже, чем литовская натуральная сметана из города Кельме. В овощном отделе голландские огурцы продаются чуть ли не вдвое дешевле, чем выращенные в марупских теплицах. Да будь ты хоть трижды патриотом, но все равно выберешь зарубежную продукцию. Что поделать, но даже крестьяне, которые развернули бойкую торговлю молоком, продают его горожанам по 40 сантимов литр. И при этом жалуются, что молокозаводы закупают у них молоко по 10–12 сантимов. Однако цены и они не снижают.

Аналогичная ситуация и с непродовольственными товарами. Все, кто хотя бы раз был за границей, где–нибудь в Германии или Франции отмечают, что одежда или обувь в этих странах стоит примерно столько же, что и в Латвии. Но в нашей стране цена обозначена в латах, а там в евро. Вот и получается, что, одеваясь за границей, покупатель экономит треть суммы. Да и плазменный телевизор, к примеру, в Испании тоже стоит на треть дешевле, чем та же самая модель в латвийских магазинах.

В нашей стране проживает около 2,3 млн. человек. Это меньше, чем в одном Берлине, а тем более Париже. Исключим из списка детей и малоимущих, которые не могут оплатить стоимость покупки. Вот и получается, что потенциальных клиентов у торговцев минимум. Тем более что в “тучные годы” стоимость аренды магазинов росла, как на дрожжах. Пройдитесь по центру Риги и обратите внимание, что многие дома стоят пустыми. Домовладельцу было выгоднее выселить всех жильцов и получать прибыль, сдавая помещения на первом этаже под магазины. Именно поэтому, к примеру, Тербатас, которая раньше была одной из главных торговых улиц города сейчас впору переименовать в улицу “сдается в аренду”. Собственники помещений держатся до последнего и отказываются снижать цену. Ведь они привыкли хорошо жить.

Поэтому даже несмотря на падение покупательной способности торговцы не могут сильно удешевлять свой товар. Помимо арендной платы им надо тоже платить за электричество, тепло, зарплату продавцам, налоги государству. В таком же положении находятся и производители. Тем более что число покупателей у нас ограничено. И даже если продавать ботинки за два лата, а брюки за лат, все равно за счет объемов продаж торговец особой прибыли не получит. Покупателей больше не станет.

Что же касается продовольственных товаров, то поток импорта будет и дальше возрастать. Россияне, белорусы и поляки девальвировали свою валюту. Но если от восточных соседей можно оградиться таможенным пошлинами, то с Польшей у нас общий рынок сельскохозяйственных товаров. Но где–нибудь в Белостоке килограмм картошки на рынке стоит 4 сантима, а килограмм свинины 1,8 лата. Не случайно объемы продаж в приграничных с Литвой, Словакией и Германией районах Польши выросли в десять раз. Торговые сети тоже охотно закупают польский товар. Появляется он и в Латвии. И объем импорта из Речи Посполитой с каждым месяцем будет только возрастать. Естественно, обнищавший покупатель обращает внимание в первую очередь на цену. Так что выжить отечественному производителю будет очень непросто. Зато в выгоде будут перекупщики из торговых сетей. Ведь польская картошка по демпинговым ценам у нас что–то не продается.

Выходом может стать девальвация национальной валюты. Девальвировала же Италия при каждом новом кризисе свою лиру. Не случайно, что до введения евро цены в этой стране исчислялись в суммах со многими нулями. А вспомним Турцию с ее купюрами в миллион лир. Однако в нашей стране против девальвации выступают в первую очередь иностранные банки, раздавшие населению кредиты в евро. К тому же Латвия давно стала страной чиновников, чьими усилиями промышленность доведена до плачевного состоянии. Мы все импортируем из–за рубежа. И девальвация лата будет катастрофой для населения. Представляете, сколько тогда будут стоить бензин, тепловая энергия, так как энергоресурсы у нас закупаются за доллары и евро? Все импортные товары станут людям не по карману. А отечественного варианта просто нет.

Вот и получается замкнутый круг. Значительно снижать цены торговцы не могут, так как нет достаточного количества покупателей. В свою очередь, у людей становится все меньше и меньше денег, чтобы совершать покупки.

Александр ВАЛЬТЕР

Источник: 7 секретов


Написать комментарий