*Лит повторяет судьбу* лата и кроны

Завтра к обеду официально выяснится, есть ли у Литвы возможность ввести евро в начале следующего года. Однако уже вчера данные Eurostat свидетельствовали, что лит еще на некоторое время останется официальной литовской валютой. Как ни парадоксально, но крест на планах литовцев поставила дружественная Польша, где годовая инфляция, по предварительным данным, оказалась самой низкой в ЕС — 0,9%.

Многовато будет

В Маастрихтском договоре говорится, что инфляция в государстве еврозоны не должна более чем на полтора пункта превышать средний показатель трех стран с самым низким уровнем инфляции в ЕС. Согласно данным Eurostat, самая низкая годовая инфляция в ЕС в марте была в Польше (0,9%), Финляндии (1,2%) и Австрии (1,3%). Таким образом, Маастрихтский критерий по инфляции в марте составил 2,63%. Литва со своими 3,1% в это прокрустово ложе явно не укладывается.

Отметим также, что министры государств еврозоны заявили: при оценке Литвы и еще одного претендента — Словении — будут строго придерживаться формальных требований, чтобы в будущем не создавать прецедент другим странам требовать уступок. Таким образом, уже сейчас очевидно, что Литве предложат подождать до 2008 года. Окончательное решение по таким важным вопросам, впрочем, должны объявить правительства всех 25 стран ЕС.

Шаркинас: бывает и хуже

Между тем глава литовского центробанка Рейнольдиюс Шаркинас вчера настоятельно призывал подождать и не делать поспешных оценок того, не помешает ли мартовская инфляция ввести в Литве евро в начале следующего года. В интервью Литовскому радио Шаркинас обратил внимание на то, что некоторые страны — члены еврозоны до сих пор не выполняют отдельные критерии Маастрихта. Глава центробанка, очевидно, намекал на Испанию (3,9%), Люксембург (3,7%) и Грецию (3,3%), инфляция в которых выше, чем в Литве, однако евро отменять там никто не собирается.

Справедливости ради отметим, что если у Литвы еще есть небольшие шансы заменить в начале следующего года свои литы на евро благодаря политическому решению Брюсселя, то в Латвии и Эстонии ввести евровалюту в намеченные сроки практически нереально.

Безнадежный случай

Что касается Латвии, которая планировала ввести евро с 1 января 2008 года, то наша страна продолжает прочно удерживать лидерство по величине инфляции. С нынешними 6,6% ей впору вступать не в еврозону, а проситься в рублевое пространство. Это, кажется, наконец понял и премьер-министр Айгар Калвитис. На прошлой неделе он заявил, что правительство не намерено искусственно, административными мерами снижать в Латвии инфляцию, чтобы обеспечить выполнение Маастрихтских критериев по введению евро. По мнению Калвитиса, нынешняя стремительная инфляция является объективным фактором развития экономики.

Объяснения Калвитиса почти слово в слово повторил его эстонский коллега премьер-министр Андрус Ансип. На этой неделе он подчеркнул, что правительство делает все от него зависящее, чтобы перейти на евро хотя бы в начале 2008 года, однако оно не собирается приносить в жертву евро рост эстонской экономики.

В ожидании отстающих

Интересно другое: ранее неоднократно звучало мнение о том, что поскольку экономики трех стран Балтии слишком малы, проще будет принять их в еврозону, так сказать, скопом, одновременно. Под такие посулы в Риге и Таллине тешили себя надеждами, что Еврокомиссия закроет глаза на высокую инфляцию в Латвии и Эстонии и разрешит им ввести евро вместе с Литвой.

Однако все может случиться иначе — страны Балтии действительно одновременно вступят в еврозону. Но не Латвию и Эстонию подтянут к Литве, а вступление Литвы под тем или иным предлогом отложат до тех пор, пока ее северные соседи смогут справиться со стремительным ростом цен. В конце концов, в НАТО и ЕС вступали все вместе. А чем еврозона хуже?


Написать комментарий