Наша история: Константин Незлобин – создатель русского театра 2

Последний год своей жизни создатель русского театра в Риге Константин Николаевич Незлобин жил и работал в Даугавпилсе.

Своей славой в начале прошлого века Рижский театр русской драмы во многом был обязан талантливому антрепренеру и актеру Николаю Незлобину. Первый раз из Нижнего Новгорода в Ригу Константин Николаевич приехал по приглашению в 1902 году. Приехал не один –привез с собой труппу талантливых актеров, в том числе из Московского художественного театра.

«Золотой век» русского театра

15 сентября 1902 года театральный сезон открыла пьеса-сказка Александра Островского «Снегурочка». И на следующий день «Рижский вестник»сообщил: «Осенним вечером у подъезда театра зажглись газовые фонари. В колеблющемся свете, как на волнах, плыли дамские шляпы, котелки, цилиндры, мерцало золото эполет, зрители, раскупившие все билеты на открытие театра, спешили переступить его порог и увидеть чудеса, о которых так много писали и говорили...

Но вот по театру прокатился призыв гонга к тишине, и зазвучала пленительная музыка П.И. Чайковского. Рижане… не могли сразу понять, откуда несутся эти звуки. Они не знали такого новшества, как оркестровая яма, расположенная ниже уровня зала».

За тот сезон в театре было сыграно 79 спектаклей! В 1903 году Незлобин поставил на сцене театра пьесу Максима Горького «На дне». Узнав, что актриса Мария Андреева хорошо знакома с писателем, Константин Николаевич пригласил ее в труппу. И добился того, что «самый модный после покойного Чехова драматург Максим Горький обещал театру свое содействие». И весь сезон 1904-1905 годов прошел в сотрудничестве с Горьким.

В декабре 1904-го «Рижский вестник» писал: «…Благодаря антрепризе Незлобина рижская сцена после столиц заняла одно из первых мест в театральной жизни России».Время работы Незлобина в Риге критики назвали «золотым веком» русского театра.

В памяти актеров

В 1909 году Незлобин уехал в Москву, но в 1913-1915 года он вновь работал в Риге. Актриса Павла Вульф так вспоминала о репетициях Константина Николаевича: «Совершенно другой характер носили репетиции Константина Николаевича Незлобина. У него были дисциплина, порядок, но не было той напряженной творческой атмосферы, которую создавал Марджанов (от ред. – режиссер Русского театра). Незлобин всегда поддерживал как бы праздничное настроение на репетициях. Остроумное замечание, шутка – и всем делалось весело и легко. Если актеру не удавалась какая-нибудь сцена, Незлобин начинал показывать в очень смешной, своеобразной форме, утрируя каждое движение, каждую интонацию. Громадная, тучная фигура, быстрая, захлебывающаяся, как бы выплевывающая слова речь смешили актеров.

В пылу работы, с серьезным озабоченным лицом Незлобин вбегал и показывал, как должна жить и действовать девушка счастливой Аркадии, как она стирает и развешивает свои «белоснежные одежды». Когда на одной из репетиций были принесены из костюмерной длинные прозрачные шарфы для аркадских дев, Незлобин заорал: «Нет-нет, это никуда не годится! Вот что надо».

Он вынул свой носовой платок и, проделывая с ним разные манипуляции, накидывал его то на одно плечо, то на голову, говоря: «Вот так одевались в Аркадии! Они только воображали, что одеты, а на самом деле были без всяких одежд…».

Иногда, сидя в зрительном зале и прослушав какую-нибудь сцену, Незлобин прерывал репетиции, выстраивал всех участников по всей рампе и говорил: «Вы все играете так: тик-так, пауза, тик-так. А надо: тик-тик и сейчас же – тик-так!».

Однако в связи с приближением фронта театр прекратил работу, и Константин Николаевичуехал в Петроград.В Ригу он возвращался в 1921 и 1926 годах.

Закат незлобинского театра

Когда в 1926 году Константин Николаевич снова вернулся в Ригу, к этому времени его слава уже померкла. Народный театр – его последнее детище – не смог выдержать конкуренцию с Русской драмой.

Как вспоминала русская журналистка Ирина Сабурова, «Этот последний его театр – резкий контраст с его прежними театральными предприятиями: несколько запыленных декораций, «реквизит», помещавшийся в крохотной комнатушке, и деревянное здание театра на окраине города, зал на триста человек, в котором, увы, температура зимою «доходила» иногда до 3 градусов... Актеры работали бесплатно, большинство из них днем были заняты на службе, и репетиции происходили только вечером. Каждую неделю ставилась премьера... Театр посещался большей частью местной публикой. Однажды в последних рядах уселись двое бородачей в высоких сапогах, держа в руках... пилы. Очевидно, не доверили оставить «струмент» в гардеробе, а посмотреть театр все-таки хотелось...».

В 1929 году театр Незлобина переехал в Даугавпилс, но в нашем городе он проработал всего один сезон. Русская общественность выступила против дотации театру Незлобина, и весной 1930-го Незлобин получил телеграмму, в которой сообщалось, что его театру отказано в правительственной субсидии. 4 мая 1930 года Константина Николаевича не стало. Он почувствовал себя плохо на генеральной репетиции. Вызвали врача, отвезли домой. Константин Николаевич Незлобин скончался, когда в театре шел его последний спектакль.

22 февраля исполняется 161 год со дня рождения этого талантливого человека.

P.S.  Использованы материалы книги «Лучшая подруга Фаины Раневской. В старом и новом театре» и сайта russkije.lv

25.02.2018 , 07:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Спасибо за интересный материал!

Inteteresno,,a gde jego pihorinili? V nasgem gorode? Mogilka sohranilasj?

Написать комментарий