Газовые горизонты Добеле

В последнее время все чаще поговаривают о том, что в Добельском районе может появиться новое подземное газохранилище, еще более мощное, чем Инчукалнское. А может, это только разговоры?

Кто сказал «а»…

В начале года министр экономики Латвии Юрис Стродс заявил, что с 1 января 2007 года в Латвии приступили к реализации проекта Трансъевропейской энергетической сети с многообещающим названием «Геологическое и экономическое исследование возможного подземного хранилища в Добельском районе Латвии». Общая его стоимость – 2 263 800 евро, половину из которых в рамках софинансирования выделяет Еврокомиссия. Вторую придется выложить Латвии.

Главная цель исследования, которое планируют завершить до 31 декабря 2009 года, – интегрировать систему газоснабжения Латвии в общую систему ЕС, развивая потенциал возможных подземных хранилищ.

По словам министра, «Латвия не интегрирована в общий энергетический рынок ЕС: у нас только один поставщик газа, и мы не соединены ни одним газопроводом с другими странами Евросоюза… И нужно сделать все необходимое, чтобы разнообразить возможности поставок энергии, что важно и с точки зрения безопасности поставок».

К вопросу о трубе

Помните детскую загадку: «А» и «Б» сидели на трубе…» Уж коли мы сказали первую букву, надо вспоминать азбуку дальше.

В связи с проектом Добельского газохранилища наш министр экономики достаточно оптимистично настроен и по поводу уже реализуемого амбициозного российско-германского проекта Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. По его словам, «в протоколе о намерениях идет речь о том, что к нему может присоединиться и Финляндия. Может быть, стоит забыть различные исторические аспекты и подумать о предложении своих возможностей?»

О возможных ответвлениях от нового магистрального газопровода говорили на недавней встрече в Сочи канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин.

«Мы не против того, чтобы сделать ответвление на Польшу. Мы и в Швецию готовы сделать ответвление, и в другие страны, надо только объемы рассчитать. Вот Германия уже готова стать главным распределительным центром газа в Европе», – заявил в Сочи Путин.

Правда, для новых партнеров придется полностью пересмотреть техническое и экономическое обоснование проекта, что может привести к отсрочке на год или два. Для Германии, выступающей за скорейшую реализацию проекта (это и понятно – надо получать свой гешефт!), такая перспектива может оказаться неприемлемой…

Чего же ожидать? Пресс-секретарь латвийского МИДа Атис Лотс сообщил латвийским СМИ, что «мы, конечно, заинтересованы в энергетических проектах ЕС и России. Но до сих пор единственным подтверждением того, что Россия не возражает против присоединения к газопроводу Добельского хранилища, было заявление посла России в Латвии Виктора Калюжного». Но то, что проект активно обсуждается, подтвердили и в «Латвияс газе».

Советское – значит Инчукалнское

Подземное газохранилище в Инчукалнсе – прекрасный козырь не только в руках «Латвияс газе», но и всей Латвии. Ведь не будь его у нас, разве пришли бы сюда акционеры в виде Газпрома и Ruhrgas? Мы бы уже давно платили за голубое топливо по мировым ценам, а так только сейчас начинаем…

Давайте попробуем заглянуть под землю.

После Второй мировой войны в Латвии возобновились геологические работы, начатые еще в 19 веке, чтобы узнать, не таят ли существующие на территории породы какие-нибудь природные богатства. В начале пятидесятых геологи пришли к выводу, что на весьма обширной территории на различной глубине (от 300 до 2200 м) через всю Прибалтику до России скрывается пористый песчаный слой, или пласт, в котором как будто бы могли находиться газ или нефть. В результате исследований открылось, что находящийся на глубине 700м в окрестностях Инчукалнса слой песчаника образует как бы своеобразную «шляпу», которая окружена не пропускающими газ породами.

60-е годы в Советском Союзе были годами газификации. В 1962 году был издан приказ о начале научно-технических работ о возможном строительстве хранилищ. 26 мая 1966 года по распоряжению Совета министров СССР началось строительство Инчукалнского подземного хранилища газа. 9 августа 1968 года работы были закончены, а летом следующего года в хранилище были закачаны первые 92 миллиона кубометров газа…

Обратите внимание на даты (приведенные, кстати, на официальном сайте «Латвияс газе») – со дня принятия правительственного решения до завершения строительства объекта прошло всего чуть больше двух лет! Но это при том, что Инчукалнс был стройкой всесоюзного значения и на него работала вся советская промышленность.

Нужно отметить, что в Латвии такие «шляпы», в которых возможно хранить природный газ, находятся еще в 11 местах, и их общий объем превышает 70 миллиардов кубометров.

На золотой земле сидели…

Почему выбрано именно Добеле? Этот район еще в советские времена рассматривался геологами как один из перспективных. Правда, перспектива была далекой.

А министр экономики Юрис Стродс на пресс-конференции сказал, что последние исследования подземных пустот в окрестностях Добеле проводились в 1987- 1990 годах, однако в архивах Государственного геологического фонда Латвии остались только фрагменты этих работ. Поэтому в ходе нового трехлетнего исследования планируют получить подробные данные, которые понадобятся потенциальным инвесторам будущего газохранилища.

Но не следует забывать, что большая часть земли, на которой (вернее, под которой) можно построить подземное газохранилище, является собственностью фирмы Zemgales attоstоbas fonds, которая принадлежит нескольким частным лицам. А согласно нашему законодательству, собственнику земли принадлежат также и недра под земельным участком (в данном случае – геологические пустоты).

В министерстве экономики отметили, что за проведение исследовательских работ в рамках проекта Трансъевропейской энергетической сети собственникам земельных участков будет обеспечена денежная компенсация.

Президент компании Itera Latvija Юрис Савицкис заметил, что участие Латвии в проекте Северо-Европейского газопровода во многом будет зависеть от политического решения. Но очень важный вопрос с Добеле, кто будет хозяином – кому будут принадлежать права владения и принятия решений. Тут должны быть учтены интересы всех потенциальных партнеров: ЕС, России и Латвии…

А что же главный партнер?

Вот что сказал Владимир Путин на встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей:

«Вы знаете, что уже не первый год у нас увеличиваются объемы добычи природных ресурсов и производства электроэнергии. Россия занимает первое место в мире по добыче газа и вполне может выйти на лидирующие позиции в этом году и по нефти. Не знаю только, нужно ли нам это? Но такая возможность у наших компаний есть…»

На вопрос, планируется ли участие России на каком-то этапе создания будущего газохранилища, министр экономики Юрис Стродс ответил: «Будет объявлен тендер, и строительством займется тот, кто победит. Победителем имеют шансы стать и Россия, и Германия. Но я не Нострадамус, чтобы предвидеть будущее».

Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс во время встречи с журналистами сказал, что газовое хранилище в Добеле – «это легенда, которая существовала всю мою жизнь». И дело здесь не в самом газохранилище, а в том, чей газ будет там храниться и кто в конечном итоге будет прокладывать трубы – туда и оттуда…

За право использовать свои хранилища под газ из будущего Северо-Европейского газопровода будут бороться несколько стран ЕС. Но шансы у Латвии все-таки имеются.

Шредер обсудил «Северный поток» с руководством Еврокомиссии

Руководители совместного российско-германского проекта «Северный поток» провели в среду серию встреч на высоком уровне в Европейской комиссии и Европарламенте в Брюсселе. Они обсудили проблемы, связанные с прокладкой газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию.

Как подчеркнул на пресс-конференции председатель комитета акционеров компании, бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер (на снимке), в реализации проекта должна быть заинтересована вся Европа: «Мы обязуемся обеспечить надежные поставки энергоносителей в Европу на многие десятилетия. Наша ключевая забота в том, чтобы реализация проекта соответствовала самым высоким международным и национальным природоохранным стандартам».

«Компания ведет активный диалог со всеми странами, прилегающими к Балтийскому морю, чтобы найти оптимальные пути выполнения проекта. К осени «Нордстрим» представит всеобъемлющее исследование об экологических аспектах строительства», – добавил управляющий директор компании Матиас Варнинг.

Делегация «Северного потока» встретилась с Гюнтером Ферхойгеном, заместителем председателя ЕК, курирующим промышленность, и еврокомиссаром Андрисом Пиебалгсом, куратором энергетики, а также с руководителями политических групп Европарламента. Евросоюз включил балтийский газопровод в число приоритетных проектов Трансъевропейской сети транспортной и энергетической инфраструктуры.


Написать комментарий