Почему наш товар не может попасть на прилавок

О малом и среднем отечественном бизнесе сегодня пекутся все, включая президента и ЕС, который выделил из своих фондов деньги на поддержку таких предприятий. Это с одной стороны. С другой - как душили, так и продолжают душить. Как живут сегодня «малые и средние», «Часу» рассказал многолетний руководитель фирмы Вdas galanterija Михаил Ногид (на снимке).

- Михаил, ощущаете ли вы на деле заботу о малом и среднем бизнесе?

Я вам так скажу: если бы мы на нее рассчитывали, нас бы уже не было. Уверен, что и сейчас ничего не получим. Это ясно из реального, а не на словах, отношения к нам.

- Но получив евроденьги, вы могли бы расширить производство…

Расширять производство нет смысла. Наши объемы установились лет десять назад.

- Почему спроса нет?

Спрос есть, нет реализации. Магазины принадлежат крупному торговому бизнесу, пришедшему к нам со всего мира. Чтобы наша продукция попала на прилавок, приходится умолять хозяев и платить им немыслимые деньги. А в результате, подсчитав доходы, понять, что их не хватает даже на аренду прилавка…

- Это искусственно вздутая аренда?

Во всяком случае она не для латвийских товаропроизводителей. Владельцы супермаркетов имеют дело с мощными оптовыми поставщиками, то есть с посредниками, которые не обременены такими налогами, как мы, производители, у них нет закройщиков и швей, как у нас. Зато у них есть большие деньги, и они в состоянии платить за прилавок любую цену. С ними торговцам легко и радостно работать. По этой же причине нам, «малым», недоступен экспорт нашей продукции в Европу. Там прилавки еще дороже.

- А на Восток – в Россию, Украину, Казахстан?

К торговле с Востоком мы относимся с некоторым опасением. Деньги там сразу никогда не платят, а отдавать товар на реализацию это значит, что через некоторое время ни товара, ни партнера не найдешь… Мы и в Латвии на таких продажах много потеряли.

- А как получают деньги иностранные поставщики от наших торговых сетей?

В том-то и дело, что сразу! И голова у них не болит. А мы даже от соседей литовцев деньги получаем только после реализации нашего товара – мы же конкуренты их товарам. Так что в сложившихся экономических условиях, когда чужие в Латвии сильны, а свои – слабы, деньги из структурных фондов местному производителю не помогут – нашей продукции сбыт перекрыт. Поэтому латвийских промышленных товаров вы и не найдете – или Европа, или Китай.

Нашей фирме повезло – у нас есть свой магазин на Кр. Барона, который мы сумели давным-давно приватизировать. Это наш поплавок! Без него мы бы давно обанкротились. Все доходы от этого магазина идут на содержание производства. Швее надо платить хорошо и все лучше, новые машины покупать…

Мы в отрасли самые крупные – 30 работников. Был «Сомдарис», гремел на весь Союз, но от него ничего не осталось, не выдержал. А мы, его филиал, выдержали – за счет упорной работы, за счет того, что в карман ничего не клали, ни вилл, ни «мерседесов» не покупали. Хотя, если бы я только сдавал в аренду наш магазин, ничего не производя, то был бы зажиточным человеком, ездил не на старенькой машине, а на новой и дорогой, как ездят те, кто контролирует латвийские прилавки или занимается завозом оптовых партий товаров.

- Скажите откровенно: а ваша продукция конкурентоспособна?

Вот два портфеля. Один наш, второй – известной европейской фирмы. Вы можете определить, где какой? Вот так… Мы используем такую же высококачественную кожу и фурнитуру, применяем ручную сборку. В Риге наша продукция дешевле зарубежной и качественнее ее. Я за это ручаюсь! А знаете, почему дешевле? Мы выкручиваемся: скупаем кусочки хорошей кожи, потому что цельная стоит в три раза дороже. Вот за счет чего «малым» приходится конкурировать! В родной стране латвийскому предпринимателю нужно исхитряться давать более высокое качество при меньшей цене только затем, чтобы не умереть. Разве это экономика? Это выкручивание рук.

При этом цены растут вместе с инфляцией. Многие местные производители уже не могут обеспечить рост зарплаты, а поэтому от них бегут работники, а завтра побегут массово. В итоге латвийское производство мы потеряем.

- Торгово-промышленная палата вам не помощник?

Я два года платил взносы, помощи никакой так и не увидел, после чего вышел.

- А предложения правительству, как исправить положение, у вас есть?

Оно у меня не спрашивало, но если бы спросило, то я бы предложил, чтобы на европейские деньги построили хотя бы пару отечественных торговых центров для отечественного же производителя, чтобы мы не платили по 30 латов за квадратный метр. И тогда, уверен, правительство увидело бы, как поднялась бы местная промышленность. Это не голословное заявление. Честь и хвала ежемесячной ярмарке в Академии спорта, в которой мы регулярно участвуем и видим, каким спросом пользуются у наших не сильно богатых людей именно латвийские товары. Ярмарки – это единственная палочка-выручалочка для местного производителя.

- Михаил, чего вы ждете от будущего?

У меня нет ответа на этот вопрос. Я вработался, тяну лямку, живя по принципу «дай бог лучше, но не отнимай то, что есть». Пусть на этот вопрос ищут ответ молодые.


Написать комментарий