Малая народность Латвия хотела стать знаменитой. Мечта сбылась – проблемы Латвии известны всему миру

Как представитель семейства маленьких государств и маленьких народов, Латвия пыталась всеми силами заставить внешние силы обратить на себя внимание. Теперь Латвия знаменита, но радости это не вызывает.

Об этом пишет The Economist. Сокращение ВВП на одну пятую, сокращение импорта и экспорта на 40%, что характерно для военного времени, но отнюдь не для мирного. Жизнедеятельность экономики поддерживается исключительно внешним финансированием. Многое зависит от парламента страны, который будет решать вопрос о сокращении бюджета государства в этом году на почти миллиард долларов и на столько же в следующем году. В пакет изменений налоговой системы может быть включен пункт об изменении единого подоходного налога с населения и введения прогрессивной шкалы.

Все эти действия могут помочь Латвии получить очередную порцию внешней финансовой помощи, объемом 1,67 млрд.долларов (1,2 млрд.евро) из общего пакета кредитов от МВФ и Еврокомиссии в 10,6 млрд.долларов (7,5 млрд.евро).

Небольшой объем хороших новостей позволяет предположить, что экономический крах, возможно, остановится. Гибкая экономика Латвии дает возможность прогнозировать, что страна сумеет провести болезненные реформы, означающие “внутреннюю девальвацию”. А это, в свою очередь, позволит экономике страны вернуть потерянную конкурентоспособность и восстановить экономический рост.

Некоторые аналитики считают, что Латвия должна отказаться от жесткой привязки курса национальной валюты к евро, который был единственной основой экономической политики государства. Только за последние две недели Банк Латвии потратил более одной десятой части своих золото-валютных резервов для поддержки лата. Процентные ставки на внутреннем межбанковском рынке взлетели, продажа государственных ценных бумаг на прошлой неделе провалилась. Шведский центробанк Riksbank заимствует 3 млрд.евро от ЕЦБ для укрепления шведских банков, выдававших кредиты через свои дочерние структуры в Латвии. Тени недавних кризисов в Аргентине и в Азии зловеще нависают над Латвией. Экс-глава шведского Riksbank, а ныне – советник правительства Латвии, Бенгт Деннис (Bengt Dennis) считает, что девальвация в Латвии неизбежна.

Глава Банка Латвии Илмар Римшевич защищает свою “священную корову” и указывает на “стабильность и нерушимость” монетарной политики Банка Латвии и “красоту” сохранения жесткой привязки лата к евро. Указывается, что все латы, находящиеся в обращении, обеспечены запасами евро. Если жители хотят обменивать латы на евро, они могут это делать, но это вызывает рост процентных ставок на латовом рынке кредитования, а также растут ставки по депозитам в латах, делая их весьма привлекательными, спорит со сторонниками девальвации Римшевич. Отмечается, что Банк Латвии является юридически независимым от государства учреждением.

Поддержку жесткому курсу лата на этой неделе высказал комиссар Еврокомиссии по финансовой и монетарной политике Хоакин Альмуния (Joaquín Almunia). Но политическая нестабильность в Латвии ограничивает возможности регулирования в государстве. “Железный” в вопросах курса национальной валюты Римшевич (некоторые критики говорят “высокомерный”) лишь поддерживает разговоры с премьер-министром. Реальный дефицит в Латвии находится не в сфере общественных финансов, а в сфере кредитоспособности государства, подорванной расточительной и сиюминутной деятельностью политиканов у власти.


Написать комментарий